Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
к страданию. Страдание — не только сущее
неизбежное, но и должное, необходимое. Его следует не только терпеть, но и
желать. «Да будет благословенно страдание!..» — восклицает Кьеркегор (цит. по:
50, 59). Здесь обнаруживается коренная противоположность религиозно-этической
стадии и эстетической, нетерпимой к страданию, непримиримо борющейся с ним и
побеждаемой им.
Кьеркегор утверждает, что, не только смирившись
перед страданием, но и возлюбив его, мы достигаем такого уровня
существования, которое возносится над всяким несчастьем и
превосходит всякое счастье (см.6, 16, II, 152). В
таком случае, заключает он, задача состоит не в том, чтобы избегать
страдания, облегчать жизнь, а в том, чтобы усложнять, затруднять жизнь,
всячески мешать своему и чужому счастью (см. 16, I, 177), побуждая жить, «дыша страданием» (6, 16, II, 144). Превращая страдание во благо, мы преодолеваем
антиномию несчастья и счастья. Выбор, определяющий моральную норму,
направлен здесь на отношение к страданию. Негативному отношению, характерному
для эстетической стадии, противопоставляется позитивное отношение.
Апология страдания ставит
Кьеркегора вне рядов теологов, на протяжении столетий прилагавших все старания
для обоснования теодицеи — для оправдания бога за царящие в мире зло,
несправедливость, страдания. В отличие от тех авторов теодицей, которые
отрицали реальность зла в мире, ссылаясь на несовершенство человеческого
разумения, и уверяли, что мы живем в лучшем из возможных миров, всячески
стремясь реабилитировать бесконечные божественные всемогущество, мудрость и
благость, Кьеркегор вовсе не отрицает, что мир полон зла и страдания. Бог не
нуждается в оправдании его человеком, и вера в него не допускает критической
оценки его воли. Она требует преклонения перед творцом всего, что есть, таким,
каково оно есть. Вера в бога не допускает сомнения, ее ничто не в состоянии
поколебать. И «если даже взорвется весь мир и расплавятся все элементы, ты
должен верить» (6, 17, 139).
Законченный фидеизм несовместим с теодицеей. Наш разум не может быть ни
прокурором, ни защитником, ни тем более судьей всевышнего. Любовь к
богу должна быть безусловной. Никакие страдания, лишения и невзгоды,
никакие испытания и муки не могут ее поколебать или умалить. Библейский миф
о многострадальном Иове для Кьеркегора — парадигма такой любви. Разве,
предоставив человеку свободу выбора (и тем самым выбора своего
отношения к страданию), бог не одарил его высшим даром? «Весь
вопрос об отношении божественной благодати и всемогущества ко злу может
быть, пожалуй... разрешен очень просто: высшее, что вообще может
быть сделано для всякого существа,— это сделать его свободным» (7,
239). А коль скоро это существо свободно, т. е. вольно жить как ему самому
угодно, никакие претензии к его создателю недопустимы. Ведь само
страдание при правильном выборе становится источником добра и блага.
Единичный противостоит здесь не общему, а абсолютному. Грех определяется
не отношением между людьми, каким является этическое отношение, а отношением
человека к богу, непричастному к межчеловеческим отношениям. Мы подошли здесь
вплотную к уяснению того, что по сути дела является главным,
решающим для понимания принципиального отличия религиозной стадии существования,
проповедуемой Кьеркегором, от вытесняемой и отвергаемой им этической
стадии. С этой точки зрения формула антропологического гуманизма, выдвинутая
Фейербахом, согласно которой «человек в своем отношении к другому человеку
становится богом», представляется Кьеркегору не чем иным, как «пустой
болтовней» (6, 10, 99), а вовсе не религиозной этикой.
Наряду со свободой, страданием, грехом и виной одной из основных
экзистенциалистских категорий является страх — это также одна из неотъемлемых
всеобщих форм, атрибутов, человеческого существования. Страх находится в
нераздельном единстве с грехом, страданием и свободой. Кьеркегор специально
оговаривает, что «страх» в его понимании не следует отождествлять с. «боязнью».
Это не боязнь чего-либо определенного, грозящей человеку опасности.
|