|  
 КнигиФилософия
 Жизнь по Кьеркегору
 | Кьеркегор   НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА к страданию. Страдание — не только сущее
неизбежное, но и должное, необходимое. Его следует не только терпеть, но и
желать. «Да будет благословенно страдание!..» — восклицает Кьеркегор (цит. по:
50, 59). Здесь обнаруживается коренная противоположность религиозно-этической
стадии и эстетической, нетерпимой к страданию, непримиримо борющейся с ним и
побеждаемой им.
 Кьеркегор утверждает, что, не только смирившись  
перед   страданием,   но   и   возлюбив его, мы достигаем такого уровня
существования,    которое    возносится    над    всяким    несчастьем и
превосходит всякое счастье (см.6, 16,  II,   152).  В 
таком случае, заключает он, задача   состоит   не   в   том,   чтобы   избегать
страдания, облегчать жизнь,  а в том,  чтобы усложнять,   затруднять   жизнь,  
всячески  мешать  своему   и   чужому  счастью   (см.   16,   I, 177),   побуждая   жить,   «дыша   страданием» (6, 16, II, 144). Превращая страдание во благо, мы преодолеваем
антиномию несчастья и счастья.   Выбор,   определяющий   моральную норму,
направлен здесь на отношение к страданию. Негативному отношению, характерному 
для  эстетической  стадии,  противопоставляется позитивное отношение. Апология страдания ставит
Кьеркегора вне рядов теологов, на протяжении столетий прилагавших все старания
для обоснования теодицеи — для оправдания бога за царящие в мире зло,
несправедливость, страдания. В отличие от тех авторов теодицей, которые
отрицали реальность зла в мире, ссылаясь на несовершенство человеческого
разумения, и уверяли, что мы живем в лучшем из возможных миров, всячески
стремясь реабилитировать бесконечные божественные всемогущество, мудрость и
благость, Кьеркегор вовсе не отрицает, что мир полон зла и страдания. Бог не
нуждается в оправдании его человеком, и вера в него не допускает критической
оценки его воли. Она требует преклонения перед творцом всего, что есть, таким,
каково оно есть. Вера в бога не допускает сомнения, ее ничто не в состоянии
поколебать. И «если даже взорвется весь мир и расплавятся все элементы, ты
должен верить» (6, 17, 139). Законченный фидеизм несовместим с теодицеей. Наш разум не может быть ни
прокурором, ни защитником,  ни тем более судьей всевышнего.   Любовь   к  
богу   должна   быть безусловной. Никакие страдания, лишения и невзгоды,
никакие испытания и муки не могут  ее поколебать  или умалить.  Библейский миф
о многострадальном Иове для Кьеркегора —  парадигма  такой  любви.   Разве, 
предоставив  человеку  свободу  выбора   (и  тем  самым выбора своего
отношения к страданию), бог   не   одарил   его   высшим   даром?   «Весь
вопрос об отношении божественной благодати и  всемогущества  ко  злу  может 
быть,  пожалуй...   разрешен   очень   просто:   высшее,   что вообще может
быть сделано для всякого существа,— это   сделать   его   свободным»    (7,
239).  А коль  скоро это  существо  свободно, т. е. вольно жить как ему самому
угодно, никакие претензии к его создателю недопустимы.   Ведь   само  
страдание   при   правильном выборе становится источником добра и блага.  Единичный противостоит здесь не общему, а абсолютному. Грех определяется
не отношением между людьми, каким  является  этическое  отношение,  а  отношением
человека к богу, непричастному к межчеловеческим отношениям. Мы подошли здесь
вплотную   к   уяснению   того,   что   по   сути дела является главным,
решающим для понимания принципиального отличия религиозной стадии  существования, 
проповедуемой Кьеркегором,   от   вытесняемой   и   отвергаемой   им этической
стадии. С этой точки зрения формула  антропологического гуманизма,  выдвинутая
Фейербахом, согласно которой «человек в своем отношении к другому человеку
становится богом», представляется Кьеркегору не чем  иным,  как   «пустой 
болтовней»   (6,   10, 99), а вовсе не религиозной этикой. Наряду со  свободой,  страданием,  грехом и виной одной из основных
экзистенциалистских категорий является страх — это  также одна из неотъемлемых
всеобщих форм, атрибутов,   человеческого   существования.   Страх находится в
нераздельном единстве с грехом, страданием и свободой. Кьеркегор специально
оговаривает, что «страх» в его понимании не следует отождествлять с. «боязнью».
Это не боязнь   чего-либо   определенного,   грозящей человеку   опасности. |