Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Но блаженный профессор Гегель, когда он жил, как и всякий
живой человек, имел или должен же был иметь этическое отношение к
будущей жизни. Но об этом гегелевской философии ничего не известно. Отсюда
весьма просто следует, что всякий живой человек, который захочет
разобраться в своей собственной личной жизни с помощью гегелевской философии,
попадет в глупейшую путаницу» (6, 36, 145). Кьеркегор использует то
обстоятельство, что гегелевская этика, как и вся его идеалистическая диалектика,
обращена в прошлое, а не устремлена в будущее, для того чтобы оторвать всю
этическую проблематику от исторической закономерности, чтобы изъять
мораль из сферы социально-исторической обусловленности, поскольку «этическая
действительность не есть внешнее историческое проявление личности» (6, 16, II, 287) и не во всемирно-историческом процессе осуществляется
ее конкретизация. Этическое — дело личное, а не историческое. Не
общественное бытие и не общественное сознание — ключ к этическому,
а свободный личный выбор. И не человеческая сущность — неизменная или
исторически преобразующаяся — определяет этическое «существование», а
последнее, формируя личность, определяет индивидуальную сущность каждого отдельного
человека, делает его тем, что он есть, таким, каков он есть. «Отчаянные
попытки несчастной гегелевской этики (оказывается, она все же существует!— Б.
Б.) сделать государство конечной инстанцией этического представляют собой
в высшей степени неэтическую попытку ограничить личность, неэтическую
перебежку от категории личности к категории рода» (6, 16, II,
212). Рассматривая нравственность во всемирно-исторической перспективе,
Гегель, по словам Кьеркегора, из-за леса не видит отдельных деревьев (6, 16, I, 149). Что сам он, впав в другую крайность, из-за
отдельного дерева не видит леса — не приходит в его поглощенную только собой
голову. Но, заводя в тупик субъективности, он сбивает с пути, ведущего к
пониманию нравственности, поскольку не только человеческий род, но и личность
— общественно-исторические явления. Как то, так и другое непостижимы вне их
закономерного взаимодействия и взаимозависимости.
При всех своих настоятельных претензиях
на свою диалектичность этика Кьеркегора с начала до конца антиисторична и тем
самым недиалектична. Она устремлена на поиски не исторически обусловленной, и
стало быть относительной, морали, а абсолютной этики, не обусловленной
исторически и не имеющей исторической значимости, не играющей роли в ходе истории
человечества. Конкретность этического, требуемая Кьеркегором в противовес
этическим абстракциям, заключается не в исторически-эволюционной конкретности,
а в субъективно-личностном многообразии. Подход к этике, полагающий, «будто
этическое находит свою конкретизацию лишь во всемирно-историческом», Кьеркегор
считает заблуждением (6, 16, I, 132). Этическое,
по его убеждению, не только не находится в нераздельной связи с
историческим, но оно по существу своему антиисторично. Нравственное
совершенствование не только непричастно к историческому развитию, но
ведет к возрастающему отчуждению от исторического. Человеческая
личность, «чем больше она этически развивается, тем меньше она
заботится о всемирно-историческом» (6, 16, I, 147).
Одно и другое — процессы, совершающиеся в совершенно различных измерениях, в
несоприкасающихся плоскостях. Учение Кьеркегора об этических
стадиях не имеет ничего общего с историей этики, преобразующейся в
ходе общественного бытия. Устанавливаемые им три этические
стадии — не ступени развития одной из форм общественного сознания, а три взаимоисключающих
один другого нравственных облика самосознания личности как таковой, взятой
вне исторической реальности. Конкретизация этического, провозглашаемая
Кьеркегором, на деле оказывается абстрагированием
индивидуалистической субъективности, Я, притом даже не Я вообще,
а моего, единичного Я.
Три этические стадии, три этических
облика, противопоставляемые Кьеркегором один другому,— это три этические
альтернативы: эстетическая, этическая и религиозная. Каждая из них получила в
его работах яркое художественное изображение и тщательный философский анализ и
оценку. Первым двум стадиям, двум образам жизни, двум «сферам
существования» посвящено его первое
|