Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Основополагающая категория всей философии
Кьеркегора — «существование» — при ближайшем рассмотрении обнаруживает всецело
свое этическое содержание. «Только этическое и
этически-религиозное познание в сущности относятся к экзистенции и существованию»
(6, 16, I, 188). Кьеркегор прямо говорит о своем
экзистенциализме как об «этическом мировоззрении» (6, 16, I,
114). «Существование» обладает векториальным характером, направленностью,
устремлением. «Этическое является и остается высшей задачей, поставленной
перед каждым человеком» (16, I, 141). Нет
вопросов более важных, более значительных, чем вопрос о том: как жить?
чем быть? к чему стремиться? «Существование» — не что иное, как
поиски ответа на этот вопрос, выбор ответа и его осуществление,
проведение его в жизнь, формирование жизни в соответствии с этим выбором. «Что
мне, собственно, нужно, так это уяснить самому себе, что я должен делать!
Вопрос для меня не в том, что я должен познать... речь, скорее, идет
для меня о понимании моего назначения...» (7, 43).
Отождествление «существования» с «действительностью»
раскрывается при этом во всей его интровертированности. «...Собственная
этическая действительность личности — единственная действительность...»
(6, 16, II, 287). Она не может быть предметом
объективного познания, а только содержанием самосознания единичного Я, поглощенного
самим собой. «...Личность этически бесконечно заинтересована единственно и
исключительно своею собственной действительностью» (6, 16, II, 25). Этический субъективизм, эгоцентризм — основной
принцип всей кьеркегоровской философии существования. Этическое как
внутреннее недоступно никакому рассмотрению извне, никакому объективному
пониманию. Собственная действительность не поддается и внешнему
выражению. Нет ничего более пагубного для этики, чем насилие над ней
научного познания: «Этическое — враг познания» (6, 17, 129).
Физика подавляет этику подобно тому, как метафизика вытесняет теологию.
«Весь современный статистический подход к нравственности потворствует
этому» (7, 202), поскольку он обобщает, тогда как истинная этика
требует индивидуализации.
Вопреки статистике, вопреки науке назначение
этики — превратить человека в личность, сделать его самим собой. «Для Кьеркегора,—
замечает И. Боген,— не быть самим собой является правилом для большинства
людей... Кьеркегор убежден, что большинство людей еще не стали, но только могут
стать личностями» (38, 376—397). Ведь в
обыденной речи: «человек должен стать самим собой» — бессмысленное выражение.
И никто, и ничто не делает и не может сделать человека самим собой. Это может
и должен сделать только он сам путем свободного выбора себя, самоопределения. «Быть
человеком» в онтологическом смысле отнюдь не равнозначно «быть человеком» в
этическом смысле, который вкладывает в эти слова Кьеркегор: быть самим собой.
При таком субъективистском подходе к
проблемам нравственности резко негативное отношение Кьеркегора к
этическим воззрениям Гегеля совершенно неизбежно. Он не
довольствуется тем, что отвергает эти воззрения, но отрицает вообще
наличие у Гегеля этики, для которой якобы нет места в логической системе.
«Гегелевская философия не имеет никакой этики» (6, 36, 145). У Кьеркегора
нет с Гегелем общего языка для спора в этической плоскости, их позиции не
только несовместимы, но и несоизмеримы. Ведь, согласно Гегелю,
«никакого морального самосознания не существует...» (16, 4, 330), поскольку
«нравственность есть завершение объективного (курсив мой.
— Б. Б.) духа...» (16, 3, 305). Своей задачей Гегель ставит
историческое познание нравственности как логической необходимости,
тогда как для Кьеркегора этическое и не исторично, и не логично.
«Гегелевская философия рассматривает прошлое, шесть тысяч лет
всемирной истории...
|