Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
школах богословия настоящей аномалией?» (35, 12). Отложим решение
этого вопроса до дальнейшего ознакомления со взглядами Кьеркегора.
Каков бы ни был формальный
критерий, устанавливаемый Кьеркегором, он не может обойти вопрос о содержании
выбора. Выбор предполагает альтернативу. Между чем и чем? Альтернатива,
поставленная в «Либо—либо», как мы видели, ставит перед выбором между
гедонизмом и ригоризмом, этикой влечения и долга. Но за этой альтернативой
кроется выбор между эгоизмом и альтруизмом, самолюбием и человеколюбием,
единичным и общим. Религиозно-этическая стадия выводит из исходной
альтернативы, но в состоянии ли
она увести от кроющейся за ней дилеммы? Если выбор налагает
ответственность, является ли она ответственностью только перед самим собой
или перед людьми, семьей, народом, обществом, человечеством?
Кое-где мы встретим у Кьеркегора ответ на
этот вопрос, «снимающий» дилемму: «Ни одна личность так же не безразлична по отношению
к истории рода, как и род по отношению к какой-либо личности». «...Весь род
соучаствует в личности, а личность во всем роде» (6, 11—12, 26).
Но подобные отдельные высказывания,
встречающиеся у Кьеркегора, утопают и растворяются в поглощающем их
эгоцентризме, наводняющем его произведения. «То, чем я при этом
интересуюсь,— пишет он о своих этических интересах,— это я сам» (6, 11
—12, 164). Кьеркегор призывает к «бесконечной концентрации на себе
самом», видя в этом «высшую задачу», стоящую перед каждым
человеком. «Быть единичной личностью... есть единственное истинное и высшее
предназначение человека и тем самым превыше всякого другого
предназначения...» (6, 16, I, 739). «Для
сократического рассмотрения каждый отдельный человек является для себя
средоточием, а весь мир становится средоточием лишь по отношению
к нему» (6, 10, 9). «...Каждый должен спасать самого себя и довольствоваться
этим...» (6, 16, 41). Таков лейтмотив, в различных вариациях нескончаемо
повторяющийся в религиозно-этической фуге Кьеркегора.
Что же находит в себе интровертирозаиная, поглощенная собой личность,
что обнаруживает она в недрах своего Я, какой раскрывается перед ней
сущность существования? Философия существования проникнута глубоким
пессимизмом. Человек обречен на страдание. Жизнь есть юдоль скорби. Жить
— значит страдать. Как слепы, в каком непроницаемом
заблуждении находятся люди, одержимые оптимизмом, «эти тысячи и тысячи,
живущие в блаженной иллюзии, что жизнь — отрада...» (7, 599).
Другими глазами смотрит на жизнь Кьеркегор. Человек заброшен, как в
бездну, в чуждый и мрачный мир. «Все бытие страшит меня,— пишет он 12
мая 1839 года в своем «Дневнике»,— все в нем мне непонятно, и больше всего я
сам; для меня все бытие отравлено, и больше всего я сам. Велико мое страдание,
безгранично...» (7, 118—119).
Если основная категория эстетического существования —
«наслаждение», а этического — «долг», то на религозной стадии основная
категория существования — «страдание». Хотя и на первых двух стадиях существование
не свободно от страдания, все же «в эстетическом и этическом страдание
есть нечто случайное, то, чего может и не быть. Иначе обстоит дело в
религиозной сфере...» (6, 16, I, 283). Достигнув
этой сферы, человек погружается в овладевающее им страдание. Религиозный
человек — это страдающий человек. «С прекращением страдания прекращается
и религиозная жизнь» (6, 16, II, 155). Отличительная
особенность этого учения, однако, не в том, что страдание рассматривается
как всеобщая форма существования, как
бы его атрибут, а в самом отношении
|