Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Каково его отношение к достоинству и
свободе человека, воспеваемой и всячески превозносимой им человеческой
личности? Вопреки тому что человек, как известно, создан по образу и подобию
бога, между ними существует абсолютное качественное различие, на которое
Кьеркегор обращает внимание при каждом подходящем случае. «Вся путаница
новейших времен основана на том факте, что захотели устранить качественную
пропасть, разделяющую бога и человека» (7, 285), которые несоизмеримы и
несопоставимы. По одну сторону этой пропасти совершенное, всемогущее существо,
по другую — «бесконечно малое, исчезающий неприметный атом» (6, 16, II, 336), существо ничтожное, ни на что не способное (см. 6,
16, II, 88).
Как же совместить культ Я с
презрением к человеческому ничтожеству? Я, оказывается, обладает
достоинством и является самоцелью лишь по милости божьей и в своей преданности
всевышнему. Интровертированная, поглощенная собой личность на поверку должна
найти себя не в себе, а в боге. Отношение к богу делает человека человеком. Мерой
Я есть всегда то, что Я есть перед богом. «Ибо величие человека
зависит единственно и исключительно от энергии отношения к богу в нем
самом...» (6, 11 —12, 113). «Интровертированность (Innerlichkeit),
— гласит фундаментальная формула Кьеркегора, — есть отношение личности к себе
самому перед богом» (6, 16, II, 144). При этом
«отношение личности к вечному определяет, каково его существование, а не
наоборот» (6, 16, II, 286). Без своего отношения к
богу, без преклонения перед ним, без смирения, покорности ему личность — не
личность.
С одной стороны, абстрактная личность, отчужденная
от истории, от природы, от общества, с другой — возносящийся над историей,
над природой, над обществом бог — таково кьеркегорианское двуединство. Эгоцентризм
ли это? Да, «Единичный — вот категория, на которой стоит и с которой
падает дело христианства... Единичный один, один во всем мире, один перед
богом» (6, 33, 117). Человек, для которого нет ничего, кроме себя и бога, — это
человек, для которого нет ничего, кроме себя самого. Он существует для бога,
поскольку бог существует для него. «Я избрал Абсолют. А что такое
Абсолют? Это я сам в своей вечной ценности» (7, 2, 231). Из-за густой
религиозной окраски эгоцентризм не перестает быть тем, что он есть: облаченным
в мистику эгоцентризмом. Движущей силой религиозной веры является
«бесконечно страстная заинтересованность (личности) в своем вечном
блаженстве» (6, 16, I, 49). Кьеркегоровская любовь к
богу — не что иное, как маниакальная любовь к самому себе, купленная ценой
презрения к жизни и к людям.
Тульструп назвал концепцию Кьеркегора «теантропической»
(богочеловеческой) (68, 316). Скорее ее следовало бы назвать «теэготической»,
поскольку не человечество, а Я, отчужденное от других людей,
является для Кьеркегора другим концом оси «Я — бог». Ведь,
согласно Кьеркегору, «каждый субъект становится для себя самого как раз
противоположностью чего бы то ни было общего» (6, 16, I, 158). То, что Кьеркегор называет «религиозной
этикой», обращая Я лицом к богу, поворачивает его спиной к людям.
«Все твои стремления не должны иметь совершенно никакого значения для
какого-либо другого человека» (6, 16, I, 127). Ибо
«высшее требование христианской этики — жить лицом к лицу с самим собой пред
взором бога, никогда не заботясь о других...» (50, 171). Даже некоторых
христианских исследователей его учения (Патон, Гарелик) покоробила эгоистичность
его «любви к богу» как «несовместимой с христианством» и «настоящей антитезой
религии». А не раскрывает ли этот доведенный до крайних пределов фидеизм
глубоко скрытую тенденцию, таящуюся в недрах каждой религии? Ведь даже
религиозная проповедь любви к ближнему предусматривает любовь к самому себе,
замечает по этому поводу Кьеркегор (см. 7, 122).
Но не является ли христианская этика,
проповедуемая Кьеркегором, самоопровержением? Не отрицают ли в ней выводы ее
собственные посылки? Ведь краеугольным камнем всего этого этического
построения была дарованная богом свобода воли, а нравственным критерием —
свобода выбора, нравственное самоопределение.
|