Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Но свобода эта, оказывается,
осуществляется под строгим, неослабным надзором, под непрестанным присмотром
господа бога. Много ли остается от этого самоопределения, когда «этической
категории выбора самого себя... дана религиозная окраска...» (6, 16, I, 262), когда «каждая личность находит собственно и по
существу этическое лишь в самом себе, поскольку оно есть ее согласие с богом»
(6, 16, I, 145)? «И что такое тогда долг? Долг —
это просто выражение воли бога» (6, 4, 64), Не парадоксальна ли свобода
человека, определяющая нравственность, если она прямо пропорциональна
его зависимости от бога, соответствует воле провидения? Кто же в таком
случае является моральным законодателем? Я для себя, как,
следовало бы ожидать исходя из посылок кьеркегорианской
этики? Ничуть не бывало, утверждают его выводы: «Здесь нет ни одного
закона, который я устанавливаю себе как максиму; здесь есть лишь закон,
данный мне свыше» (7, 443). В конечном счете Архимедовой точкой, с которой
можно перевернуть весь мир, оказывается не Я, а то, что «должно
находиться вне мира, вне границ пространства и времени» (8, 1, 21). Вот где
парадокс (равнозначный абсурду, по терминологии Кьеркегора, а потому
истина) «теоцентрического эгоцентризма»: быть самим собой — значит быть
покорным воле божьей, а воля божья именно такова, какой ты ее выбрал по своей
воле перед лицом незримого и непознаваемого бога... Таков по сути дела кьеркегорианский
«категорический императив».
Учение Кьеркегора представляет
собой этический нигилизм. То, что Кьеркегор называет «христианской этикой», на
самом деле является антиэтикой, точно так же как его «диалектика», как мы
видели, является антидиалектикой.
Создал ли Кьеркегор «совершенно
новую этику, определяемую не отношением личности к общей
судьбе, а его отношением к парадоксу веры?» (56, 148). Этика есть система норм
и оценок человека как общественного существа, а то, что предлагает Кьеркегор,
не является этикой. Этическая ступень жизненного пути отрицается им столь же
метафизически, абсолютно, как и эстетическая. Если Кант допускает веру в бога
во имя морали как практического разума, «парадокс веры» Кьеркегора порывает с
этикой, которая, по его словам, «игнорируя грех, становится «совершенно
никчемной» наукой» (6, 4, 112). Его утверждение, будто, «когда мы
забываем, что значит религиозно существовать, тогда мы забываем также и то, что
значит человечно существовать» (6, 16, I, 244),
находится в полном противоречии с действительным содержанием его заповедей.
Парадигма Авраама — наглядная иллюстрация господствующей в его учении
антитезы религии и морали. Если, как утверждает Кьеркегор, «этическим
кульминационным пунктом всего является бессмертие, без чего этическое — лишь
нравы и обычаи» (6, 16, I, 166), если человеческая
жизнь на земле — только «жизнь рыбы на суше» (57, 120), то вся этическая
проблематика теряет всякий смысл и значение. Старания, приложенные
Кьеркегором поглотить этику религией, растворить нравственность в безнадежной
надежде на вечное блаженство, невольно вскрывают то, что так тщательно скрывает
религиозное мировоззрение, выступающее «оплотом морали».
Основная задача всей
жизнедеятельности Кьеркегора — апология христианства, как он его
понимает. «Без религии, — восклицает он, — не может выдержать
никакая эпоха» (6, 36, 5). «Его намерение с начала до конца было религиозным,
т. е. рекомендация религиозного как единственного ответа на человеческую
ситуацию...» (86, 24). Не религия как моральна религия вместо морали —
такова сущность того, что он называет религиозно-этической стадией на
жизненном пути. Эта стадия претендует на то, чтобы увести человека «по
ту сторону добра и зла». Куда она его приводит на самом деле, мы
увидим в следующей главе.
|