Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
крупное этическое произведение —
двухтомное «Либо — либо» («Enten — Ellen»,
1843). Перед нами не цепь логических аргументов и доказательств, а «фейерверк
ситуаций и назидательных, вдохновенных тирад» (89, 88). Первичная,
эстетическая, стадия основана на непосредственном, чувственном образе жизни.
Термин «эстетический» употребляется здесь в там широком смысле, в каком
применял его Кант,— в смысле «сенсуализма», всего того, что в отличие от
рассудка, рассудочности относится к чувственным восприятиям и чувствам, ко
всякой «чувственности вообще». Эстетическое восприятие в том смысле, в каком
мы обычно пользуемся этим понятием, и связанное с ним эстетическое наслаждение
принадлежат к сфере «эстетического» в этом более широком значении.
В этическом плане, в котором применяет
этот термин Кьеркегор, сохраняется эта связь этического с «эстетическим» в
узком смысле слова ввиду того, что последнее является формой непосредственного
чувственного восприятия и наслаждения. Но этическое существо «эстетического
мировоззрения» — это владеющее человеком стремление к удовольствиям, погоня за
чувственными наслаждениями, одержимость игрой страстей. Ориентиром поведения
на этой стадии, которая, по мнению Кьеркегора, преобладает в жизни большинства
людей (6, 33, 6), служит: carpe diem, carpe horam (лови день, лови час) — живи
сегодняшним, днем, бери от данного мгновения все, что можешь взять. Разгульные
студенческие годы самого Кьеркегора явились прообразом этой стадии.
То, что Кьеркегор называет
эстетической стадией, в истории этики известно как гедонистическая этика. И
сам Кьеркегор, и многие его комментаторы ошибочно отождествляют ее с
эвдемонизмом и, следуя фальшивой реакционной традиции, с эпикуреизмом. На самом
же деле эвдемонистическая этика — это этика, кладущая в основу морали стремление
человека к счастью и убеждающая в том, что правильно понятая нравственность не
только не противоречит стремлению к счастью, но и способствует его достижению.
В отличие от гедонизма эвдемонизм (классическим выражением которого была этика
Эпикура, оклеветанная и искаженная церковными мракобесами на протяжении многих
столетий) вовсе не отождествляет обретение счастья с погоней за чувственными,
физическими наслаждениями. Напротив, не будучи аскетичным, эпикуреизм в то же
время уясняет превосходство духовных наслаждений, играющих решающую роль в
обретении высшего блага и счастливой жизни.
Эстетическая стадия, какой ее рисует
Кьеркегор, не является выражением эвдемонизма в его лучших проявлениях, она
типична для вульгарного гедонизма. Кульминационным выражением этой стадии
является, согласно Кьеркегору, погоня за сексуальными наслаждениями.
Эстетическая стадия концентрируется как эротическая стадия. Причем речь идет
не о вдохновенном эросе, воспеваемом Платоном, а об эротике, символом которой
служит для Кьеркегора Дон-Жуан, перенесенный им из музыкальной сферы излюбленной
им в годы молодости оперы Моцарта в сферу философии.
Характерная черта эстетического
мировоззрения — специфическое отношение ко времени. Для такого мировоззрения
конечное, преходящее мгновение — все. Смена наслаждений, их разнообразие,
изменчивость, пестрота — непременное условие чувственного удовлетворения. Повторяемость,
однообразие губительны для наслаждения, в них источник неудовлетворенности. В
эротике привычка — профанация, дегенерация любви.
В роли персонажа, представляющего
«ультра» эстетической стадии, Кьеркегор выводит Иоанна Соблазнителя, которым в
отличие от Дон-Жуана движет не жадная погоня за новыми эротическими победами,
а изощренная, рафинированная чувственность, эстетическое гурманство.
|