Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА

        Обоснованную Юмом в «Диалогах о есте­ственной   религии»   и   направленную   против религии  мысль  о том,  что источником  веры являются  страх  и  страдание,  Кьеркегор ис­пользовал для оправдания религии. Он соли­даризируется  с  убеждением  Фейербаха,   что «христианская религия есть религия страда­ния»   (24,   2,   94).   Ссылаясь   на   «Сущность христианства», он обращает внимание на то, что и такой противник христианства, как Фей­ербах,  «говорит,  что религиозное  (и прежде всего христианское)  существование является непрестанной    историей   страданий»   (6,    15, 490). Но Людвиг Фейербах не был знаком с литературным творчеством Кьеркегора, да­ющим столь  яркое  и убедительное подтвер­ждение 'его   анализа   эмоциональных   корней и психологической природы религиозного соз­нания. Религиозный фанатизм Кьеркегора с предельной выразительностью демонстрирует психологический механизм религиозной веры, безраздельно овладевшей человеческим умом и  чувством.  Однако  острие  эмоционального понимания  религии  направлено Кьеркегором  в сторону, противоположную той, в какую оно направлено Юмом и Фейербахом. По его словам, «Берне, Гейне, Фейербах... обычно очень хорошо разбираются в религии, т. е. со всей определенностью знают, что не хотят с ней иметь ничего общего» (6, 15, 40). Кьеркегор же, всю свою страсть, все литера­турное мастерство посвятивший доказатель­ству того, что «быть потрясенным... это все­общая основа всякой религиозности» (6, 36, 129), обращает доводы противников религии в ее 'защиту. Если человек осужден на стра­дание, от которого лишь смерть несет избав­ление! если вся жизнь — беспросветное по­каяние и искупление греха, то нет у него дру­гой надежды, иного утешения, кроме нера­зумной веры в бессмертие души и ^ вечное блаженство. Психология религиозной веры используется для ее апологии. Для этого тре­буется не только презрение к жизни, но и презрение к разумной жизни, презрение к ра­зуму, отмежевание, ограждение веры от ра­зума'. Вера во что бы то ни стало.

Наркотическая, галлюциногенная функ­ция религиозной веры обнаруживается Кьеркегором с такой непревзойденной образно­стью, выразительностью и впечатляемостью, как, пожалуй, ни у одного теолога до него. О лучшем последователе, чем Кьеркегор, не мог мечтать даже Тертуллиан.