Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Обоснованную Юмом в «Диалогах о естественной религии» и
направленную против религии мысль о том, что источником веры являются
страх и страдание, Кьеркегор использовал для оправдания религии. Он солидаризируется
с убеждением Фейербаха, что «христианская религия есть религия страдания»
(24, 2, 94). Ссылаясь на «Сущность христианства», он обращает
внимание на то, что и такой противник христианства, как Фейербах, «говорит,
что религиозное (и прежде всего христианское) существование является
непрестанной историей страданий» (6, 15, 490). Но Людвиг Фейербах не
был знаком с литературным творчеством Кьеркегора, дающим столь яркое и
убедительное подтверждение 'его анализа эмоциональных корней и
психологической природы религиозного сознания. Религиозный фанатизм Кьеркегора
с предельной выразительностью демонстрирует психологический механизм
религиозной веры, безраздельно овладевшей человеческим умом и чувством.
Однако острие эмоционального понимания религии направлено Кьеркегором в сторону, противоположную той,
в какую оно направлено Юмом и Фейербахом. По его словам, «Берне, Гейне,
Фейербах... обычно очень хорошо разбираются в религии, т. е. со всей
определенностью знают, что не хотят с ней иметь ничего общего» (6, 15, 40). Кьеркегор
же, всю свою страсть, все литературное мастерство посвятивший доказательству
того, что «быть потрясенным... это всеобщая основа всякой религиозности» (6,
36, 129), обращает доводы противников религии в ее 'защиту. Если
человек осужден на страдание, от которого лишь смерть несет избавление! если
вся жизнь — беспросветное покаяние и искупление греха, то нет у него другой
надежды, иного утешения, кроме неразумной веры в бессмертие души и ^ вечное
блаженство. Психология религиозной веры используется для ее апологии. Для этого
требуется не только презрение к жизни, но и презрение к разумной жизни,
презрение к разуму, отмежевание, ограждение веры от разума'. Вера во что бы
то ни стало.
Наркотическая, галлюциногенная функция
религиозной веры обнаруживается Кьеркегором с такой непревзойденной образностью,
выразительностью и впечатляемостью, как, пожалуй, ни у одного теолога до него.
О лучшем последователе, чем Кьеркегор, не мог мечтать даже Тертуллиан.
|