Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Однако не спешите с выбором. Убежден­ные асессором Вильгельмом в гибельности эстетического пути, не спешите повернуть на этический путь. Это — не единственная аль­тернатива, и этическая стадия — не высшая, завершающая стадия на жизненном пути. Остановитесь на перекрестке. Перед вами не две, а три дороги. Этическая стадия так же несовершенна, как и эстетическая. Это лишь переходная стадия. Кьеркегор не останавли­вается на формуле: либо — либо, третьего не дано. Если оно и не дано, оно задано. Он призывает   пойти   по   иному,   третьему   пути.

Отвергая эвдемонизм, Кьеркегор откло­няет также и кантианскую этику, как этику Гегеля.

Книга «Либо — либо» еще не дает пол­ного представления об этических воззрениях ее автора. В ней Кьеркегор «идет еще не дальше этического» (6, 33, 31). «Это только два акта... драмы существования, а не конец» (51, 254). Подобно тому как вторая часть этой книги является категорическим отрица­нием эстетической стадии, последующие про­изведения, и прежде всего «Страх и трепет», подвергают аналогичному отрицанию этиче­скую стадию во имя завершающей восхожде­ние по ступеням этической лестницы третьей, религиозной, стадии. «Этическая сфера — только переходная сфера... завершающая сфе­ра —  религиозная...» (6, 15, 291).

Выбор   между   эстетической   и   этической стадиями   не  дает  решения   проблемы  суще­ствования.   Настоящим  ответом   является  не «либо — либо», а «ни — ни». Кьеркегор про­кладывает   путь   между   «Сциллой   эстетиче­ского существования и Харибдой этического» (48,   77),   пробиваясь   к   религиозной   этике. Причем соотношение этих трех стадий вопре­ки  видимости  не  воспроизводит  диалектиче­скую схему гегелевской триады. Если о пер­вых   двух  из   них   еще   можно   говорить   как о тезисе и антитезисе,  то третья  отнюдь не является  диалектическим синтезом,  реализу­ющим    «снятие».    Она   представляет    собой не   диалектическое   «отрицание   отрицания», а    такое    же    недиалектическое    отрицание обеих  предшествующих  стадий,  каким   было и отрицание этикой морального долга этики склонности,   влечения.  К  тому  же,   как  пра­вильно отмечает Прайс, переход к последую­щей стадии не есть движение, носящее харак­тер эволюции,  а скачок, основанный на сво­бодном   выборе   (86,   159).  Предшествующая стадия  отвергается,   отбрасывается.   Отноше­ние   последующего   к   предыдущему   не   есть здесь   диалектическое  отношение   «нового»   к «старому»,   вбирающего   в   себя  положитель­ные   достижения   преодолеваемого.   Это   аль­тернативы,   а   не   последовательные   ступени развития. Кьеркегоровская третья стадия не включает  в  себя  эстетические  элементы,  от­вергнутые на второй, а еще радикальнее по­давляет, искореняет их. Ибо религиозноэтическая стадия есть «е что иное, как апология страдания.

Олицетворением третьей стадии выступает библейский   Авраам,   приносящий   в   жертву богу    своего    возлюбленного,    единственного родного  сына Исаака.  Этот  образ,  выведен­ный в книге «Страх и трепет», наглядно де­монстрирует контраст между религиозно-эти­ческой   и   этической   стадиями.   С   позиции последней  поступок  Авраама   требует  реши­тельного  осуждения   как  аморальный,   поры­вающий с семейным и общечеловеческим дол­гом, а не только с естественными склонностя­ми. С этической точки зрения мы имеем здесь дело даже не с аморализмом, с грубым нару­шением морального долга, но с чудовищным преступлением. Побуждение Авраама лишено всякого морального и рационального основа­ния.   Его   единственный   мотив — слепая   по­корность повелению  бога. То,  что,  прилагая человеческий критерий, является преступным убийством,  в  религиозной  оценке  выступает как    богоугодный    акт — жертвоприношение. Долг   перед   человечеством   уступает   место долгу   перед   богом.   Критерий   добра   и   зла превращается    в    свою    противоположность. Если  на  этической  стадии   семейные  узы — образец нравственности, на религиозной они становятся препятствием, требующим преодо­ления. Религиозно-этическая стадия служит, таким образом, для Кьеркегора оправданием и его собственного нарушения обета верности, данного Регине: его отречение от нее уподоб­ляется жертвоприношению во имя религиоз­ного долга,