Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Однако не спешите с выбором. Убежденные
асессором Вильгельмом в гибельности эстетического пути, не спешите повернуть на
этический путь. Это — не единственная альтернатива, и этическая стадия — не
высшая, завершающая стадия на жизненном пути. Остановитесь на перекрестке.
Перед вами не две, а три дороги. Этическая стадия так же несовершенна, как и
эстетическая. Это лишь переходная стадия. Кьеркегор не останавливается на
формуле: либо — либо, третьего не дано. Если оно и не дано, оно задано. Он
призывает пойти по иному, третьему пути.
Отвергая эвдемонизм, Кьеркегор отклоняет
также и кантианскую этику, как этику Гегеля.
Книга «Либо — либо» еще не дает полного
представления об этических воззрениях ее автора. В ней Кьеркегор «идет еще не
дальше этического» (6, 33, 31). «Это только два акта... драмы существования, а
не конец» (51, 254). Подобно тому как вторая часть этой книги является
категорическим отрицанием эстетической стадии, последующие произведения, и
прежде всего «Страх и трепет», подвергают аналогичному отрицанию этическую
стадию во имя завершающей восхождение по ступеням этической лестницы третьей, религиозной,
стадии. «Этическая сфера — только переходная сфера... завершающая сфера — религиозная...»
(6, 15, 291).
Выбор между эстетической и этической стадиями не дает
решения проблемы существования. Настоящим ответом является не «либо —
либо», а «ни — ни». Кьеркегор прокладывает путь между «Сциллой
эстетического существования и Харибдой этического» (48, 77), пробиваясь
к религиозной этике. Причем соотношение этих трех стадий вопреки
видимости не воспроизводит диалектическую схему гегелевской триады. Если о
первых двух из них еще можно говорить как о тезисе и антитезисе,
то третья отнюдь не является диалектическим синтезом, реализующим
«снятие». Она представляет собой не диалектическое «отрицание
отрицания», а такое же недиалектическое отрицание обеих
предшествующих стадий, каким было и отрицание этикой морального долга этики
склонности, влечения. К тому же, как правильно отмечает Прайс, переход
к последующей стадии не есть движение, носящее характер эволюции, а скачок,
основанный на свободном выборе (86, 159). Предшествующая стадия
отвергается, отбрасывается. Отношение последующего к предыдущему
не есть здесь диалектическое отношение «нового» к «старому», вбирающего
в себя положительные достижения преодолеваемого. Это альтернативы,
а не последовательные ступени развития. Кьеркегоровская третья стадия не
включает в себя эстетические элементы, отвергнутые на второй, а еще
радикальнее подавляет, искореняет их. Ибо религиозноэтическая
стадия есть «е что иное, как апология страдания.
Олицетворением третьей стадии выступает библейский
Авраам, приносящий в жертву богу своего возлюбленного,
единственного родного сына Исаака. Этот образ, выведенный в книге «Страх и
трепет», наглядно демонстрирует контраст между религиозно-этической и
этической стадиями. С позиции последней поступок Авраама требует
решительного осуждения как аморальный, порывающий с семейным и
общечеловеческим долгом, а не только с естественными склонностями. С
этической точки зрения мы имеем здесь дело даже не с аморализмом, с грубым нарушением
морального долга, но с чудовищным преступлением. Побуждение Авраама лишено всякого
морального и рационального основания. Его единственный мотив — слепая
покорность повелению бога. То, что, прилагая человеческий критерий,
является преступным убийством, в религиозной оценке выступает как
богоугодный акт — жертвоприношение. Долг перед человечеством
уступает место долгу перед богом. Критерий добра и зла
превращается в свою противоположность. Если на этической стадии
семейные узы — образец нравственности, на религиозной они становятся
препятствием, требующим преодоления. Религиозно-этическая стадия служит, таким
образом, для Кьеркегора оправданием и его собственного нарушения обета
верности, данного Регине: его отречение от нее уподобляется жертвоприношению
во имя религиозного долга,
|