Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
II, 111). Монашество,
аскетизм для этого недостаточны решающим является не внешнее проявление, а
внутреннее отношение. Слова апостола Иоанна: «Царство мое не от мира сего» —
начертаны на экзистенциалистском знамени Кьеркегора (6, 34, 27). «Христианское
учение возвещает, что страдание есть благо, что благом является самоотрицание,
что отречение от мира есть благо. И в этом нерв этого учения» (5, XV, А666). К вопросу о том, как уживается эта проповедь
самоотрицания с кьеркегоровским эгоцентризмом, мы еще вернемся. Как бы то ни
было, пафос, вдохновляющий все его отношение к жизни, с предельной
выразительностью звучит в словах его последней записи в «Дневнике» (25.IX. 1855): «Назначение этой жизни — довести себя до
высшей степени презрения к жизни (tedium vitae)». Таков окончательный приговор, вынесенный Кьеркегором
человеческому существованию. Тем не менее отчаяние — не последнее его
слово. Пробираясь на страницах своих сочинений тернистым путем
безысходного страдания, страха, грозной свободы, ни в чем не повинной
вины и презрения к жизни, Кьеркегор приходит к краю пропасти. Приходит и
останавливается перед ней. Нет, не впадать в отчаяние! Не покончить с жизнью.
Отчаяние — не только слабость, но и грех. Сама по себе жизнь бесцельна и
бессмысленна. «Страдать, переносить страдания, идти к смерти. Но
страдание не цель» (6, 16, II, 311). Жизненному
страданию следует придать смысл, сделав его средством к цели. Достигнув презрения
к жизни, надо жить во искупление вины, обретая в жизни возмездие за грех. Из
нужды Кьеркегор делает добродетель. «Христианин не мазохист... поскольку
страдание есть средство и трамплин скорее, чем самоцель» (41, 222).
Признавая отчаяние конечным результатом мысли,
Кьеркегор противопоставляет мысли веру. Его окончательная альтернатива:
либо вера, либо отчаяние. Он отвергает отчаяние как неверие, неверие в
спасение. Как и в сфере познания, фидеизм утверждает свои права в сфере морали.
Жизнь, полная страдания, приобретает смысл и оправдание как путь к спасению
через искупление. Страдание — дорогая цена, за которую всемогущий бог продает
человеку грядущее спасение.
Если разум приводит к отчаянию, вера спасает от него
— таково основоположение религиозного экзистенциализма. Если разум убеждает в
безнадежности, вера дает надежду, служит утешением. Вера — единственное
утешение, «единственное средство против слабонервного нетерпения» (6, 36,
190). Эта надежда иррациональна. Она не основана на разумных доводах. Она
недоказуема. Надежда у Кьеркегора, сказали бы мы, дочь Веры, а не Софии. В эту
надежду надо верить, даже если она безнадежна,— таков очередной парадокс
религиозной стадии. «Когда бедный рабочий влюбляется в принцессу и верит в ее
любовь к нему, каким будет тогда самый смиренный способ убедиться в этом?» (6,
16, II, 202). Он не может предъявлять никаких
претензий. Его согревает его вера.
Надежда на что? На бессмертие души. Жизни
как преходящему, временному страданию противостоит вечное блаженство. Человек
стоит на перекрестке. Перед ним два пути. Одно из двух: либо временная, земная
жизнь, страх и страдание, «либо презрение к земному, жертвенностью и страданием
возвещая христианство» (6, 27—-29, 166) как путь к потустороннему вечному
блаженству. Вера претворяет страдание в подвиг искупления, освобождает от
страха смерти. Смерть превращается в избавление, становится надеждой. И если,
«по-человечески говоря, смерть есть самое последнее и, по-человечески
говоря, надежда есть лишь до тех пор, пока есть жизнь, то, по
христианскому пониманию, смерть отнюдь не самое последнее... и, по
христианскому пониманию, в смерти бесконечно больше надежды, чем, по-человечески
говоря, есть не только в жизни, но в жизни в полном здравии и силе» (цит. по
42, 66). Так пессимизм «преодолевается» апологией смерти. Страх смерти
уступает место ее ожиданию как упоительной надежды, как избавления. «...Смерть
есть всеобщее счастье всех людей...» (6, 1, 200). Скачок от морали к религии,
проповедуемый Кьеркегором, есть в буквальном смысле слова salto mortale
|