Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Как раз эта, характерная для эстетической стадии, нетерпимость к
привычному, повторяемому, этот культ неповторимого мгновения и
разлагает изнутри эстетическое мироощущение. По удачному выражению
Томпсона (см. 93, 219), донжуанство неизбежно вырождается в
гегелевскую «дурную бесконечность». Неповторимость повторяется, и наслаждение
все более притупляется, стирается, обесцвечивается, неся в себе
пресыщение, неудовлетворенность, разочарование. Эта неудовлетворенность
приобретает постоянство, влечет за собой горечь разочарования. Ведь на
эстетической стадии человек не владеет собой, неодолимые страсти владеют им.
«Эстетическая личность у Кьеркегора запутана в сети страстей, и вместе с тем
она недостаточно волевая, чтобы стать хозяином собственной жизни» (41,
262). По словам Кьеркегора, «эпикуреизм зависим от условий, не подчиненных
его контролю» (6,2—3,28). Сомнение, рефлексия, скепсис — неизбежные плоды,
вырастающие по мере созревания эстетической стадии. «...Счастье,
несчастье, судьба, непосредственное воодушевление, разочарование — таков
удел эстетического мировоззрения» (6, 16, II, 141).
Символом этого, разъедающего эстетическую стадию, сомнения
выступает у Кьеркегора искушаемый Мефистофелем доктор Фауст, перед
которым во всей остроте встает проблема конечного, преходящего, временного
и бесконечного, непреходящего, вечного.
Но одолевающее Фауста сомнение не есть еще
завершающая фаза эстетической стадии. Ее неминуемое завершение — тоска,
безнадежность, беспредельное отчаяние. «Всякое эстетическое
жизнепонимание есть отчаяние, и каждый живущий эстетически находится в
отчаянии, знает ли он об этом или нет» (6, 2—3, 197). Отчаяние —
«смертельная болезнь», одолевающая всякого, живущего на эстетической
стадии, неумолимо поражающая и разъедающая его сознание. Символическим образом
человека, томимого этой смертельной болезнью, выступает у Кьеркегора Агасфер—
«вечный жид», обреченный неумолимой судьбой на нескончаемые скитания, заботы и
беспокойство безвыходного существования. Его асессор Вильгельм
отстаивает в борьбе против «эстетизма» упрощенную версию категорического
императива. В соответствии с требованием Канта он убеждает, что «наша
чувственная жизнь должна подчиняться рациональным канонам», направляющим и
контролирующим наши чувственные влечения, и сама по себе «не в состоянии
породить нравственные обязанности» (91, 693).
Как и в характеристике эстетической стадии, этическая
стадия демонстрируется на эротическом фоне. Та и другая сопоставляются на
примере сексуальных отношений. Если для первой стадии нормой
является разнообразие, перемена, непостоянство, то для второй его
стадии характерно постоянство, привычка, повторение. Парадигма этического
существования — узы брака, супружеская верность. «Брак,— заявляет представитель
этой стадии,— я рассматриваю как высшую цель индивидуального
человеческого существования» (6, 15, 107). Если для «эстета» Дон-Жуана нет
ничего более чуждого, чем основанные на выполнении долга брачные
отношения, то концентрированным выражением этического идеала может
служить обычай парагвайских иезуитов, которые трезвонили в полночь в
колокол, призывая мужей к исполнению супружеского долга (см. 41, 34).
Такова этическая альтернатива. Таковы два
противоположных, несовместимых, взаимоисключающих пути: либо — либо. Человек
поставлен перед выбором, определяющим все его мировоззрение, весь образ
жизни. Он должен выбрать,
не может не выбирать. Хочет он того или нет, он всегда избирает свой жизненный
путь. Решает и поступает так или иначе.
|