Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ
Ничто не страшит Кьеркегора так,
как восстание масс. «Множество — это неправда» (6, 33, 89), — то и дело
твердит он, нельзя опираться на массы, добиваться
своей цели при содействии масс, приводить их в движение. Он выступает против
всякой организации, объединения, кооперирования народных масс. Напротив,
необходимо сделать все возможное, чтобы раздробить, расчленить массы, разложить
их на «единичные». Каждый должен бороться за себя, за свое собственное спасение.
В отличие от штирнеровского «я все поставил на себя и мне принадлежит весь
мир» Кьеркегор все ставит на себя в своем фанатическом презрении к миру.
Единство личного и общественного отвергается в обоих случаях — в одном как
неприкрытый анархический индивидуализм, в другом как мистифицированный
эгоцентризм. При всем своем антагонизме Кьеркегор и Макс Штирнер «встречаются
здесь, — по словам Левита, — как антиподы Маркса» (76, 269) и, следует
добавить, всякой прогрессивной идеологии вообще.
Философским обоснованием этих реакционных
выводов служит у Кьеркегора его трактовка проблемы «личность и общество»,
принимающая у него форму проблемы: личность, общество и божество — единичное,
общее и абсолютное.
В «Понятии страха» мы находим
здравые и трезвые суждения Кьеркегора об определяющем влиянии общественной
жизни и исторического развития на формирование личности и о нерасторжимой
взаимозависимости индивидуального и социального. Мы находим здесь высказывания
о том, что «весь род соучаствует в личности, а личность — в роде» (6, 11
—12, 25), что «ни одна личность не безразлична к истории рода, равно
как род к каждой личности» (6, 11—12, 26). Лишь с движением вперед рода
человеческого, продолжает Кьеркегор, начинается движение вперед личности
и вместе с тем совершается историческое развитие. «Каждая личность, —
пишет он, — берет начало в исторической связи, и естественные
последствия этого сохраняют свое значение теперь, как и ранее» (6, 11—12,
73). В параграфе «Влияние исторических отношений» мы встречаем следующее
утверждение о формировании личности: «Сам по себе ребенок, как в
большинстве свеем все дети, ни хорош, ни плох; но вот он попадает
в хорошее общество и становится хорошим или в плохое общество и становится
плохим. Опосредствующие влияния! Опосредствующие влияния!» (6, 11—12, 77).
Ничего нового, отклоняющегося от ставших бесспорными положений, в этих
высказываниях нет. Но не они определяют «климат» мировоззрения Кьеркегора.
Более того, трудно понять, как они уживаются с его мировоззрением.
Ибо все оно проникнуто отрицанием единства и взаимозависимости личного и
общественного, индивидуального и социально-исторического. Ибо все
оно требует разрыва, противопоставления, конфликта между тем и другим: либо
— либо.
Против аристотелевского
определения человека как zoon politikon (общественного животного)
Кьеркегор выдвигает в качестве коренного, определяющего отличия человека от
животного не его общественность, а его личностность, индивидуальность,
пренебрегая тем решающим фактом, что формирование человека как
личности — порождение, продукт социальности, исторического развития. Метафизическая
антитеза: индивид — род не только оттесняет, но и вытесняет из его учения
аристотелевское основоположение как необходимый отправной пункт для
правильного понимания вопроса.
«Здесь заключается проблема, —
ставит этот вопрос Кьеркегор, — которая по моему воззрению является одной из
самоважнейших: как и насколько общество определяется личностями и каково
отношение личности к обществу» (6, 16, I, 144). «И здесь,
собственно, должно разыграться сражение» (7, 446), — заявляет он,
ринувшись в бой.
|