Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ
Личность и общество для Кьеркегора —
ключевая проблема, решение которой является связующим звеном его этических,
политических и религиозных воззрений. Причем проблема эта вопреки его
настойчивым претензиям на конкретность ставится и решается вне каких бы то ни
было конкретно-исторических условий, применительно ко всякому обществу, к
обществу вообще. Конкретность у него — принадлежность личности как «единичного»,
соотносящегося не с особенным обществом, а с внеисторическим обществом как
антиличностным началом.
На вопрос об отношении личности и
общества Кьеркегор отвечает: личность первична, общество вторично.
«Единичный, — по его словам,— является диалектически решающим, как первичный
для образования общины...» (29, 69). Личность есть ось, вокруг которой
вращается все человеческое. «Единичный» — это категория, «пронизывающая время,
историю, общество» (6, 33, 112). Причем первичность личности понимается не
только и не столько генетически, но (и в этом для Кьеркегора суть дела) также
нормативно, телеологически, аксиологически. Личность выше, значительнее,
важнее рода. И в этом примате личности и ее превосходстве над обществом состоит
качественное отличие человеческого существования. «Человек качественно
отличается от других животных видов... тем, что личность, единичный, выше
рода» (6, 24—25, 122).
Кьеркегор призывает:
«...прочь от публики к единичному» (6, 33, 9). А так как общественная
деятельность, политическая борьба публичны, отсюда следует неизбежный вывод об
отказе от участия в социальной борьбе, политических реформах и исторических
преобразованиях. «Ложный путь пролегает вот прямо перед нами, — писал он в
1849 году, — реформировать, стремиться пробудить весь мир, вместо того чтобы
пробудить себя самого...» (7, 396). «Личность есть категория духа, духовного
развития, как только можно противостоящая политике» (6, 33, 115). Но, как мы
уяснили, такое «отрицание» политики есть форма политического консерватизма,
способствующая сохранению существующего порядка вещей.
Утверждая, что «в датском королевстве
безусловно не живет ни один человек, обладающий таким чувством
индивидуальности, каким обладаю я» (7, 624), Кьеркегор пытается при этом
отмежеваться от эгоизма, разграничить «единичного» и «единственного». «Для
меня каждый человек безусловно имел бесконечную ценность» — гласит другая его
запись в «Дневнике» (7, 624). Но абсолютная «единичность», отсутствие каких-бы
то ни было объединяющих людей общих социальных интересов, проповедуемые Кьеркегором,
человеческое разобщение, будь оно реально осуществимым, разве не привели бы они
неизбежно к bellum omnium contra omnes, к борьбе всех против всех, к
индивидуалистической анархии, к деградирующему социальному распаду? Все дело в
том, что человек, для которого все другие люди имеют бесконечную ценность, не
может не заботиться о социальном строе, определяющем судьбы человечества.
Без этого гуманистические заверения остаются пустыми славами, теми «благими
намерениями», которыми вымощена дорога в ад (не тот потусторонний ад, которым
запугивают безбожников, а посюсторонний, который и поныне царит на большей
части земного шара).
При таком Подходе к отношению личности и общества единство,
сплоченность, любой вид общественной организации подвергаются осуждению
как противоречащие «единичности» и ограничивающие ее. Всякая социальная
организованность независимо от преследуемых ею целей отождествляется с обезличивающей
стадностью. На первый план в отношении к другим людям выдвигается стремление
стать не таким, как все, не обычным.
|