Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ
Коллективности с ее «дьявольским
принципом нивелирования» (6, 17, 114) противопоставляется разобщение
и дезорганизация. Приобщение каждой отдельной личности к
достижениям культуры, овладение ею историческими достижениями цивилизации
расцениваются Кьеркегором не как рычаги прогресса, способствующие
развитию личности, ее восхождению на высшую ступень, а как обезличивающие
факторы. «...Культура, — по его словам, — делает людей незначительными, она
совершенствует их как экземпляры, но лишает индивидуальности...» (7,
592), превращает большинство людей в «притупившиеся Я» (7, 628), в
«дрессированных обезьян» (9, II, 149).
Человечность
Кьеркегор трактует не социально, не гуманистично, а антисоциально,
индивидуалистично. Идеалу социальной гармонии противопоставляется монадическое
расщепление. Единичное рассматривается не диалектически как грань общего, а
антиномически как его альтернатива. Всякое единомыслие и сотрудничество
представляются в кривом зеркале Кьеркегора как обезличка. При этом «людьми
становятся благодаря тому, что обезьянничают другим... Не отличается от
других — стало быть, это человек» (7, 407). Нет ничего более чуждого воззрениям
Кьеркегора, чем мысль о расцвете личности как функции коллективного творчества,
соучастия в коллективных начинаниях и свершениях, духовного взаимообогащения
в процессе социального сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Коллектив
немыслим для него как содружество личностей, как единство многообразия в труде,
в исканиях, в борьбе за общее дело.
Если по отношению к
существовавшему социально-политическому строю «аполитичность» Кьеркегора, как
мы видели, есть не что иное, как самый косный консерватизм, то в отношении к
социалистическому движению, возникшему в его время, проповедник культа «Единичного»
непримиримо враждебен. «В бурный период появления новых ферментов социализма
и первых великих рабочих революций он оставался поразительно чуждым проблемам,
вставшим перед обществом в процессе технического и политического развития»
(49, 179). Более того, проблемы эти были не только чужды Кьеркегору, но отпугивали
его, вызывая в нем «страх и трепет», хотя и совершенно отличный от проповедуемого
им страха за первородный грех.
Вышедшее в 1846 году кьеркегоровское «Литературное
сообщение» не оставляет никаких сомнений в его нетерпимости и ненависти
к молодому социалистическому рабочему движению. Сравнивая великое с малым,
Лёвит называет это произведение датского философа
«антикоммунистическим манифестом» (76, 130). Вот что мы читаем в этом
творении «Единичного»: «Мы как нельзя дальше от того, будто идея
общества, коллектива станет спасением нашего времени... Принцип
ассоциации (который может иметь значение самое большее по отношению к материальным
интересам) является в наше время не положительным, а
отрицательным; это — уловка, отуманивание, обман чувств...» (6, 17, 113).
Единение множества, усиливая индивидов, морально их ослабляет. Для Кьеркегора
социализм — не высвобождение личности, открывающее перед ним широкие горизонты
всестороннего прогресса, а ловушка для закабаления личности. «В самый разгар
европейского кризиса 1848 года Кьеркегор объявляет себя решительным
антиреволюционером и антидемократом» (51, 96). Поверяя свои страхи «Дневнику»,
он пишет: «Из всех тираний тирания равенства самая опасная... Больше всего
ведет к тирании коммунизм...» (8, 215). Иначе и не мог думать человек, для
которого народ, народные массы — пугало, а собственное превосходство — икона.
Вот какими мрачными красками
рисует антигуманистическое по существу своему воображение Кьеркегора призрак,
бродящий по Европе, — призрак коммунизма: «Коммунизм
|