Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ

Как же мог ненавистник революций и ху­литель реформ, приверженец абсолютной мо­нархии, трижды удостоившийся личной ауди­енции у Кристиана VIII, как мог он восстать против главной идеологической опоры суще­ствующего строя, против религиозных уста­новлений, против закрепленных веками тра­диций христианской церкви? Как мог этот ревнитель веры, энтузиаст христианства поднять бунт против священнослужителей, тру­бадуров царства божьего?

Он восстал именно потому, что был фана­тиком христианства, «рыцарем веры». Вос­стал против церкви во имя христианства, убежденный в том, что «то, что проповедует­ся в мире под названием христианства, соб­ственно говоря, не является христианством...» (6, 33, 144).

«О, Лютер выдвинул девяносто пять те­зисов... Есть же только один тезис...» (6, 34, 42). То, что церковники выдают за христиан­ство, — это не христианство Нового завета, не настоящая вера Христова, а «карикатура на подлинное христианство или невероятный агрегат заблуждения и иллюзий и т. п...» (6, 33, 76), «чудовищный обман чувств», фальсификация и деморализация религиоз­ной веры «так называемой церковью» (7, 620). Что общего у этого «христианизма» (Christenheit) с «настоящим христианством» (Christentum)? «Христианизм — это про­гнившее христианство; а так называемый христианский мир — не что иное, как отрече­ние от христианства» (6, 34, 44). Из поколе­ния в поколение христианство перерождалось и в конце концов выродилось до того, что превратилось в собственную противополож­ность: именуемое «христианским» общество стало «обществом нехристей» (6, 34, 239).

Критика Кьеркегором существующей цер­кви беспощадна. Язвительной насмешке подвергает он церковные обряды и богослуже­ния. Обряд крещения — насмешка над хри­стианством. Ведь ребенок не может еще быть христианином. Конфирмация и посвящение — «христианское комедийное представление, ес­ли не что-либо худшее» (6, 34, 239). Брачные церемонии — издевательство над христиан­ством; настоящий христианин вообще не дол­жен вступать в брак (при этом Кьеркегора нисколько не тревожит, что идеал безбрачия обрекает человеческий род на вымирание). Церковные проповеди — сплошное лицемерие. «Разница между театром и церковью в том, что театр честно и правдиво признает, что он есть; церковь же в отличие от театра лжи­во пытается всячески скрыть, что она есть» (6, 34, 218). То и дело Кьеркегор повторяет, что все церковные обряды, вся церковная служба «принимает бога за дурака» (6, 34, 29).

Пасторы, священники, епископы? Да ведь это просто-напросто не что иное, как профес­сия, «такой же заработок, как всякий иной заработок в обществе...» (6, 34, 31). Кьерке­гор призывает к ликвидации пасторов ради торжества христианства. Это не только лице­меры, но и вымогатели, карьеристы, нажи­вающиеся на своем лицемерии. «Глядя на пастора, неизбежно приходишь к выводу: христианство еще не есть истина, а истина — это выгода» (6, 34, 315). Девятый номер «Мгновения», последний вышедший в свет при жизни Кьеркегора, содержит статью «О том, что пасторы — людоеды, притом гнуснейшим образом». «Каннибал, — пояс­няет Кьеркегор, — это дикарь, «пастор» — обученный, образованный человек, что делает его подлость еще возмутительнее. Его лю­доедство продумано, хитро налажено...» (6, 34,    313).    Увидя    священника,    призывает Кьеркегор, бегите от него (6, 34, 335), от этого «запрятанного в длиннополую рясу символа нелепости» (6, 34, 184),

Нет ничего удивительного, что эти оже­сточенные выпады против церкви вызвали не только бешеный гнев копенгагенских церков­ников, но и всеобщее негодование обитателей «проституированной резиденции мещанства». Христианство — не гегельянство, проникшее в умы очень тонкой прослойки верхушки дат­ской интеллигенции, а с детских лет внедрен­ная в сознание всего населения непререкае­мая, непреложная традиция всякого «поря­дочного человека».