Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ
Но если у «богемских братьев», у гуситов она носила
прогрессивный, подлинно демократический характер, выражая окутанные в
религиозную оболочку сокровенные чаяния угнетенных народных масс, то у
Кьеркегора в годы буржуазно-демократических революций та же утопия
приобретала совершенно иное звучание, лишаясь своего демократического и прогрессивного
характера. Ведь в глазах Кьеркегора уравнительный коммунизм гуситов
выглядел бы как все то же противное ему покушение на права и свободы
«единичного», которое он свирепо осуждал как неизбежную принадлежность всякой
демократической организации.
Сказанному о реакционной сущности христианской утопии Кьеркегора
нисколько не противоречит выдвинутое им прогрессивно звучащее
требование отделения церкви от государства, направленное против тысячи
пасторов, превратившихся в тысячу чиновников, получающих тысячу жалований. Но
к этому требованию Кьеркегора побуждала не забота о свободе совести, о
религиозной терпимости, не оппозиция против освящения государственной
власти, а все то же фанатическое отрешение от земных, социальных
интересов, все та же его первая заповедь — «умереть для мира».
Политический консерватизм и фанатический христианский утопизм не только не
противоречили один другому, но дополняли друг друга. Воздавая богу богово,
Кьеркегор воздавал кесарю кесарево. Отделение церкви от государства совпадало у
него с незыблемостью и неприкосновенностью существующих социально-политических
установлений. Если для молодого Гегеля отделение церкви от государства — одно
из условий успешной борьбы против религиозной ортодоксии *, то для Кьеркегора
это одно из условий реставрации правоверного христианства.
Объективно политический смысл всего
антицерковного бунта, поднятого Кьеркегором, заключался в переключении от
политических интересов к чисто религиозному самоуглублению, в повороте от
социальных реформ и социальной борьбы к церковным реформам, направленным на
отвлечение от реальных жизненных интересов. Рассматриваемая в политическом
плане христианская утопия Кьеркегора — патетический религиозный искейпизм —
фанатический призыв к бегству от злобы дня в мистическую даль религиозных
иллюзий. По словам самого Кьеркегора, «религиозное — это осененное вечностью
воспроизведение прекраснейших грез политики» (6, 33, 97). Пусть на земле все остается,
как есть. Лучшее — это неземное. «Церковь должна, в сущности, представлять
грядущее, государство же, напротив, непреходящее. Вот почему так опасно, когда
государство и церковь срастаются, как сиамские братья, и отождествляются» (8,
3, 165).
Христианская утопия Кьеркегора —
это столь же несбыточный, сколь и реакционный идеал анархического
сосуществования поглощенных собой «единичных», страдающих каждый по-своему, во
искупление греха Адама и Евы, в трепетном наркотическом устремлении к потустороннему,
бесплотному, вечному блаженству в лучезарном царстве небесном. Блажен кто
верует рассудку вопреки, наперекор стихиям!
|