Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ

   Но   если у «богемских братьев», у гуситов она носила прогрессивный,    подлинно    демократический характер, выражая окутанные в религиозную оболочку сокровенные чаяния угнетенных на­родных  масс,  то  у Кьеркегора в  годы  бур­жуазно-демократических   революций    та   же утопия приобретала совершенно  иное звуча­ние, лишаясь своего демократического и про­грессивного характера.  Ведь  в глазах Кьер­кегора    уравнительный    коммунизм    гуситов выглядел  бы как  все то же противное ему покушение на права и свободы «единичного», которое он свирепо осуждал как неизбежную принадлежность всякой демократической ор­ганизации.

Сказанному о реакционной сущности хри­стианской   утопии   Кьеркегора   нисколько   не противоречит   выдвинутое   им   прогрессивно звучащее   требование   отделения   церкви   от государства, направленное против тысячи пас­торов, превратившихся в тысячу чиновников, получающих тысячу жалований. Но к этому требованию Кьеркегора побуждала не забота о свободе совести, о религиозной терпимости, не   оппозиция   против    освящения   государ­ственной власти, а все то же фанатическое от­решение  от   земных,  социальных   интересов, все  та  же   его   первая   заповедь — «умереть для мира». Политический консерватизм и фа­натический христианский утопизм не только не противоречили один другому, но дополня­ли друг друга. Воздавая богу богово, Кьеркегор воздавал кесарю кесарево. Отделение церкви от государства совпадало у него с незыблемостью и неприкосновенностью су­ществующих социально-политических уста­новлений. Если для молодого Гегеля отделе­ние церкви от государства — одно из условий успешной борьбы против религиозной орто­доксии *, то для Кьеркегора это одно из ус­ловий реставрации правоверного христиан­ства.

Объективно политический смысл всего антицерковного бунта, поднятого Кьеркегором, заключался в переключении от полити­ческих интересов к чисто религиозному само­углублению, в повороте от социальных ре­форм и социальной борьбы к церковным реформам, направленным на отвлечение от реальных жизненных интересов. Рассматри­ваемая в политическом плане христианская утопия Кьеркегора — патетический религиоз­ный искейпизм — фанатический призыв к бег­ству от злобы дня в мистическую даль рели­гиозных иллюзий. По словам самого Кьерке­гора, «религиозное — это осененное вечностью воспроизведение прекраснейших грез полити­ки» (6, 33, 97). Пусть на земле все остается, как  есть.  Лучшее — это  неземное.  «Церковь должна, в сущности, представлять грядущее, государство же, напротив, непреходящее. Вот почему так опасно, когда государство и цер­ковь срастаются, как сиамские братья, и ото­ждествляются» (8, 3, 165).

Христианская утопия Кьеркегора — это столь же несбыточный, сколь и реакционный идеал анархического сосуществования погло­щенных собой «единичных», страдающих каждый по-своему, во искупление греха Ада­ма и Евы, в трепетном наркотическом устрем­лении к потустороннему, бесплотному, веч­ному блаженству в лучезарном царстве не­бесном. Блажен кто верует рассудку вопреки, наперекор стихиям!