Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ
Так определил свою историческую
миссию сам Кьеркегор.
Если в первой половине прошлого
века Дания в теоретической области была «философской провинцией» Пруссии, то в
сфере международной политики в годы наполеоновских войн она была обособлена от
всей антифранцузской коалиции. Молодость Кьеркегора проходила в мрачный период
царствования Фредерика VI. В стране господствовала
феодальная реакция. Семилетняя война привела к сокрушительным английским
нападениям на Копенгаген, превратившим столицу Дании в руины, уничтожившим
весь датский флот и повлекшим за собой государственное банкротство. По
Кильокому мирному договору 1814 года от Дании была отторгнута Норвегия.
Капиталистическая индустриализация страны, до того еще не совершившей промышленного
переворота, только началась в 20-х годах (первая железная дорога была сооружена
лишь в 1847 году). В 30-х годах под влиянием революционных событий во Франции
появляются зачаточные движения либеральной
буржуазии. Созывается совещательное сословное собрание. Вступивший «а престол
в 1839 году Кристиан VIII потворствовал
распространению буржуазно-либеральных иллюзий. Началась разработка проекта конституционной
монархии. В 1848 году вспыхнуло национально-освободительное восстание в
Шлезвиг-Гольштейне, приведшее к трехлетней войне с Пруссией. Еще до заключения
берлинского мирного договора новым датским королем Фредериком VII была утверждена конституция 1849 года, превратившая абсолютную
монархию в конституционную. Политическое влияние Германии на Данию после
революционных событий 1848 года усилилось. «Датчане, — писал Энгельс в «Новой
рейнской газете» в статье «Датско-прусское перемирие»,— это народ,
находящийся в самой неограниченной торговой, промышленной, политической и
литературной зависимости от Германии. Известно, что фактической столицей Дании
является не Копенгаген, а Гамбург...» (2, 5, 420). А в письме Марксу он так
характеризовал тогдашнее положение Дании: «Такой степени нравственного убожества,
цеховой и сословной узости больше нигде не существует» (2, 27, 70).
Такова безотрадная историческая картина,
на фоне которой родился, жил, творил и умер «единичный» философ. Поводов для
горькой иронии у Кьеркегора было более чем достаточно.
«...Безо всякого сомнения, —
говорит Сартр,— имеет место коренная обусловленность Кьеркегора исторической
средой — его презрение к массам и его аристократизм не оставляет никаких
сомнений... в его социальном происхождении и политических позициях (например,
его симпатия к абсолютной монархии), но также, хотя и замаскированно,
эта обусловленность обнаруживается повсюду и явно обосновывает его этические
и религиозные позиции...» Но, оговаривает Сартр, эту общую
социально-историческую обусловленность «нельзя принимать за
основу...» (68, 52—53). По нашему мнению, именно ее и следует принимать за
основу, хотя и только за основу. Социально-исторические условия
являются необходимым, хотя и недостаточным сами по себе, основанием для
уяснения как происхождения, так и исторической роли его философии. Общее,
конечно, не существует без особенного и единичного, но и единичное
вопреки убеждению самого Кьеркегора также не существует без общего, которое
служит основой, преломляющейся сквозь призму творческой индивидуальности, в
данном случае — сквозь крайне изломанную психологическую призму.
Решающее значение для понимания
социально-политической функции всей философии Кьеркегора имеет основная
тенденция его религиозно-этической проповеди презрения к миру, пренебрежения к
земной жизни, противопоставление временному страданию вечного блаженства.
Кьеркегор приводит своего читателя на грань отчаяния, ставя его перед
альтернативным выбором: либо безграничное страдание, либо бездумная вера; либо
мирская обреченность, либо потустороннее воздаяние, третьего не дано.
|