Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ
«Мгновение» вызвало бурю возмущения и презрения к отступнику,
оскорбляющему закоренелые чувства верующих, всех крещеных, богомольных
прихожан, всей паствы Мюнстера и Мартенсена. А еще богослов, магистр теологии!
Дьявольское отродье, осмелившееся публично провозгласить: «Я предпочитаю
играть в карты, пьянствовать, развратничать, красть, убивать участию в
деятельности, принимающей бога за дурака» (6, 34, 27).
Критика Кьеркегором существующей
церкви при всей ее суровости и воинственности никоим образом не была
антирелигиозной критикой вообще, критикой христианской религии в частности.
Это — критика христианской действительности, такой, какова она есть под углом
зрения того, какой она должна была бы быть, неукоснительно следуя заветам
Евангелия. Когда католический комментатор Кьеркегора риторически вопрошает:
«Да является ли Кьеркегор действительно христианином?» (64, 237), он упускает
из виду, что датский мыслитель — Не вероотступник, а ревнитель христианских
идеалов, обличающий формализм, лицемерие, ханжество как церковников, так
и богомольных мирян, выдающих себя за блюстителей веры Христовой, в то же
время нарушая, извращая, предавая ее на каждом шагу всем своим образом жизни.
По словам К. Ясперса, «он видел в своем времени, с радикализмом, едва
ли свойственным тогда еще кому-либо, распад западноевропейской субстанции.
Поскольку «сущее» стало ложью, он восстал против сущего, видя себя предназначенным
богом стать жертвой времени и предлагая себя в жертву» (60, 316—317). Он
восстал против умаления, смягчения церковью строгого христианства, против
ее приспособленчества к мирским запросам и требованиям. Его основное
обвинение гласило: «Сущее — это явная измена христианству Нового завета...
это попытка, направленная к тому, чтобы принимать бога за дурака»
(6, 34, 26).
Читая кьеркегоровокие изобличения церковников
и церковной практики, по резкости своей нисколько не уступающие изобличениям
Гольбаха и Фейербаха, не следует забывать о коренной противоположности движущих
сил и направленности тех и других. Филиппики Кьеркегора отнюдь не нацелены против
христианских верований. Протестантизм, отвергнув канонизацию святых и
мучеников, утвердил канонизацию обывателей, мещан (см. 7, 354). Существующая
церковь не борется за их превращение в
христиан, а, осеняя их крестным знаменем, благословляет их такими, каковы они
есть. Церковники владеют христианством, а не христианство владеет ими — вот в
чем, по мнению Кьеркегора, корень зла.
Как мог ужиться политический консерватизм
Кьеркегора с его религиозным бунтарство? А они не только уживались, но и сопутствовали,
дополняя один другого. «Единственный тезис» Кьеркегора — «Христианства больше
нет!», «Это не христианство!», раскрытием и пропагандой которого была вся его
литературная деятельность в «Отечестве» и «Мгновении», не случайно был
провозглашен в 1848 году. В год революционного движения, всколыхнувшего
Европу, Кьеркегор призвал к возрождению первоначального христианства. То был
одинокий клич, глас вопиющего в пустыне. То была несбыточная христианская
утопия. «Скачок», который призывал Кьеркегор совершить каждого «единичного» в
решающее «мгновение», был устремлен в далекое прошлое, к невозвратным временам
раннего христианства. Бунтарское «новаторство» Кьеркегора звало к воскрешению
формы сознания эпохи распада античного рабовладельческого общества. Это было
«новаторство», обращенное в прошлое, к старинным традициям, давным-давно
изжитым в ходе истории христианства, перемолотым на мельницах феодализма и
капитализма. То, за что со все возрастающей страстью боролся Кьеркегор до
последнего смертного часа, была реакционная утопия: «Назад к христианству!»
(6, 33, 74). «Откинуть 1800 лет, как будто бы их вовсе и не было» (цит. по: 88,
90).
Утопия возврата к первоначальному христианству была
далеко не нова.
|