Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ
А такой
альтернативой предопределяется не только безразличие, но и отвращение к
мирской сфере и тем самым прежде всего к социально-политической деятельности.
«Неспособный постигнуть такие задачи, как будущее всего человечества, или
какие бы еще ни были требования времени, я всячески сосредоточился на самом
себе» (6, 15, 367). Общественное переустройство, революции, политические преобразования
— нет, не сюда направлены его помыслы, не сюда устремлены его надежды и
упования. «Царство мое не от мира сего»... Семилетняя война, трехлетняя война
со всеми их тяготами и бедствиями — ну и что же? «Мне кажется, что даже в
ужасах кровавой войны есть нечто человечное по сравнению с этим дипломатическим
покоем...» (6, 16, II, 48). Революционные движения 1830
и 1848 годов вызвали лишь его возмущение и негодование, а либеральные реформы
— глубокое презрение. «5 сущности, — вещает Кьеркегор,— есть только две
партии, между которыми надлежит выбирать: либо — либо!... Либо послушание
богу... держаться с богом против людей... либо держаться с людьми против
бога... Ибо между богом и людьми идет борьба, борьба не на жизнь, а на
смерть...» (7, 504— 505).
По видимости, такая постановка вопроса
ведет к политическому безразличию, требует аполитичности. Может показаться, что
религиозное самосознание противостоит здесь всякой политической
активности, интересу к политике вообще. Многочисленные высказывания Кьеркегора
как будто предназначены для такого вывода. Духу времени, когда всюду царит
политика, когда «все понимание людей так решительно направлено на земное,
политическое, национальное» (6, 33, 154), противопоставляется святой дух, дух
божий. Верующему, устремленному не ко временному» а к вечному, нет дела до
политической возни, лишь отвлекающей внимание современников от всевышнего.
Пусть конечное, относительное, преходящее не засоряет сознание верующего,
«пусть поменьше заботится он о внешнем, а думает о высших благах, о душевном
мире, о спасении своей души...» (6, 16, II, 216).
Кьеркегор далек от мысли основать свою политическую партию или вступить
в какую-либо партию: «Быть членом партии у меня нет никакой склонности» (6,
16, II, 333). Что общего имеет политика с «вечной
истиной»?
«Политика на земле начинается и на земле остается» (33, 96),
религия же связывает все надежды и идеалы с потусторонним миром и
потому с иронией относится к политической мышиной возне. «Отношение к богу —
единственное, что имеет значение» (7, 305). Презрение к политике —
прямой и неизбежный вывод из презрения к миру. И Кьеркегор
упорно, настойчиво проповедует этот вывод. Я, или душа, поучает он
в «Назидательной речи» 1844 года, обретает себя самое не через свое отношение
к миру сему, не через познание, опыт, надежду и т. п. независимо от того,
имеют ли они утвердительный или отрицательный характер, а через
погружение в любовь к богу (см. 46, 61). И это презрение к миру политически
конкретизируется: «Не бойтесь мира, нищеты, горя, болезни, нужды, превратностей
и людской несправедливости,
а бойтесь себя самого, бойтесь того, что может убить веру...» (6, 26, 72).
Умрите для мира, призывает он, для этого «подлого, развращенного, злополучного
мира, годного лишь для мерзавцев и негодяев» (6, 34, 310). Никакой заботы о
мирских делах. Ни малейшей попытки изменить мир. Ни слова, призывающего к
борьбе против царящих в нем зла и несправедливости. «И так сижу я здесь.
Снаружи все в движении, всех их будоражит идея национальности... А я сижу в
своей тихой комнатке (скоро меня будут поносить за мое равнодушие к
национальному делу); я знаю лишь одну опасность — грозящую религиозности»
(цит. по: 57, 139). Бог отчуждает от мира, замыкает человека в самом себе. «Жить
перед лицом бога» — ведь это не что иное, как жить наедине с самим собой.
«...Я, — пишет молодой Кьеркегор, — так сказать, врос в божественное, так
нераздельно привязан к нему, пусть хоть весь мир развалится» (7, 45).
|