Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ШПИОН НА СЛУЖБЕ ГОСПОДНЕЙ
Презрение к миру неминуемо перерастает в
презрение к людям, к человеческому роду, к человечеству. «Бог — это как раз,
говоря по-человечески, злейший враг человека, твой смертельный враг», —
восклицает Кьеркегор в одном из номеров своего листка «Мгновение» (6, 34,
175). Интровертированная личность, существующая в субъективистской самоизоляции,
чужда всякой социальности и общественности. Бог недоступен тому, чьи интересы
и заботы сосредоточены на «идее государства, социальности, общины, общества»
(6, 16, II, 254). Достигнуть единения с богом
возможно, лишь презрев человеческий род, а не приобщившись к роду.
Религиозная этика асоциальна, антисоциальна. «...Чем больше этическое
развитие, тем меньше остается времени для всемирно-исторического» (6, 16, I, 152). Вот размышление «этически высокоразвитой личности»
по поводу эпидемии холеры: «Значение холеры состоит в том, что она
поучает людей тому, что они личности, чего не делает ни война, ни другие
бедствия, которые скорее их объединяют, тогда как зараза раздробляет их на
личности» (цит. по: 50, 194). Можно ли после этого уверять, как это
делает Коллинз (4, 191), будто взгляды Кьеркегора не
индивидуалистичны и не антисоциальны?
И знать того я чувства не хочу, Которое зовут любовью
люди. Лишь божью знаю я любовь...
А к роду вялому, тупому — лучшей Любви, чем ненависть,
и быть не может.
Эти слова ибсеновского Бранда как
нельзя более созвучны настроению, вдохновляемому Кьеркегором (21, 3, 369 и
374). Его религиозный фанатизм — не что иное, как мистифицированный эгоизм,
разрывающий личность и общество, закрепляющий антагонизм индивидуального и
социального. «Личность — такова категория духа, духовного пробуждения, как
нельзя более противная политике...» (цит. по: 51, 100).
Теософически
мистифицированный эгоцентризм Кьеркегор доводит до антигуманистического
кульминационного пункта.
Гуманность — вот бессильное то слово, Что стало
лозунгом для всей земли!
Пожалуй,
скоро по рецепту мелких, Ничтожных душ все люди превратятся в апостолов
гуманности! А был ли Гуманен к Сыну сам господь Отец?
(21, 3, 392—393).
С полным основанием датский исследователь Кьеркегора
В. Андерсен утверждал, что учение его — это «радикальный разрыв с гуманизмом
во имя христианства» (цит. по: 55, 129). Как же иначе можно охарактеризовать
позицию философа, который требует от человека «действовать не в интересах
человека, а во славу божью» («Дневник», 1852; цит. по: 6, 253), во славу того,
кто является «злейшим врагом человека»?
Но так ли уж аполитична аполитичность
Кьеркегора? Ведь его презрение к роду человеческому кристаллизуется в
презрение к народным массам. Что может быть в этом отношении выразительнее
его афоризма о евангельской заповеди любви к ближнему: «Я никогда, однако, не
читал в Священном писании заповеди: люби массу...» (6, 33, 105)? Его дневники и
сочинения буквально усеяны пренебрежительными, враждебными выпадами против
народных масс.
|