Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
РАСПЯТИЕ РАЗУМА
«Моим тезисом было, — заключает свои рассуждения
Кьеркегор, — что субъективность, внутреннее устремление (Innerlichkeit)
есть истина» (6, 16, I, 296). Убеждение при этом не
результат объективного наблюдения, экспериментального исследования, логического
доказательства, беспристрастной достоверности. Нет, пишет Кьеркегор,
«определение истины таково: объективная неуверенность (UngewiBheit),
сохраняющаяся в усвоении страстного внутреннего устремления, есть истина,
притом высшая истина, которая доступна существующему» (6, 16, I, 194). Утверждая, что решение об истинности «коренится в
субъективности» (6, 16, I, 29), он порывает с объективным
и тем самым со всяким рациональным решением вопроса, стирая грань между aletheia (достоверность) и doxa (мнение), превращая «истину» в
«верование», сводя объективную достоверность к субъективной вере. Соответствие
объективной реальности для него обратно пропорционально истинности. «Чем
больше объективной достоверности, тем меньше внутренней направленности (ибо
внутренняя направленность и есть субъективность); чем меньше объективной
достоверности, тем более становится возможной внутренняя направленность» (6,
16, I, 201).
Но если критерий истины субъективен, если
истина — порождение моей воли, моего решения, свободного выбора,
будучи «истиной для меня», она лишается тем самым права на универсальность,
общезначимость, однозначность, Здесь открывается путь к гносеологическому
плюрализму, признанию множественности истин, путь, ведущий к гносеологическому
нигилизму, допускающему равноправие взаимоисключающих «истин». Обвинение в релятивизме,
предъявленное Кьеркегором гегелевской диалектике, обращается против него
самого. Кьеркегор не делает этих выводов, вытекающих из его посылок, поскольку
его «истина для меня» есть единственная истина, Истина с большой буквы,
несовместимая с истинами не для него и отвергающая их как не
отвечающих субъективному критерию истины, для которого «субъективность» не
общее понятие, обозначающее всякое Я, а только мое Я как
единичное и единственное.
Но не аннулируется ли тем самым
противоположность истинного и ложного, истины и заблуждения? Что с этой
позиции есть заблуждение? Сам Кьеркегор ставит этот вопрос. «В чем критерий
различия между истиной и безумием, если оба равным образом внутренне
обоснованы?» — спрашивает он (6, 4, 269). Но вопрос этот не смущает Кьеркегора,
не колеблет его убеждения в истине, его понимания истины. «С большей внутренней
уверенностью (innerlicher) не может быть сказано, что
субъективность есть истина, чем тогда, когда субъективность первично является
неистинной и, несмотря на это, субъективность есть истина (6, 16, I, 205). «...Таким образом, — заключает Кьеркегор, — личность
обладает истиной даже тогда, когда она придерживается неистины» (6, 16, I, 190). На этот раз перед нами вполне последовательный вывод
из субъективистской концепции гносеологического произвола.
Эта концепция истины служит фундаментом
кьеркегоровской апологии религии. С полным правом он утверждает, что теология
со всеми ее многовековыми стараниями доказать — эмпирически, исторически,
логически — истину религии потерпела фиаско, обанкротилась, пришла в упадок. «Удручающее
зрелище представляет собой в наше время ортодоксальная теология...» (7,
290). А все потому, что ортодоксы хотят опереться на рациональные,
умозрительные рассуждения и объективные доказательства, делают ставку на
спекулятивную теологию.
Кьеркегор ставит своей задачей обнаружить, в чем
заключается несоответствие теологии своему назначению. Корень зла в том, что
ортодоксальные теологи подходят к христианству как к учению. «Ложное понимание
христианства всегда сразу обнаруживается, когда последнее превращается в учение
и вовлекается в сферу интеллектуальности» (6,16, II
|