Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
РАСПЯТИЕ РАЗУМА
Основная категория, образующая ядро всей
философии Кьеркегора,— «вера». Основной вопрос философии приобретает
у него форму вопроса о соотношении «истины веры» и объективной истины знания.
Субъективно-идеалистическая концепция «истины» позволяет ему не только
распространить на субъективно-мотивированную религиозную веру понятие
«истины», но и растворить «истину» в «вере», той оси, вокруг которой
вращается все его мировоззрение. «Ясно, — читаем мы запись в «Дневнике», —
что я дал в своих произведениях более широкое определение веры, которого до
сих пор не было» (7, 488). Да и некоторые современные буржуазные философы
полагают, «что философская новизна Кьеркегора состоит в его понятии веры» (68,
286). Причем исходным пунктом определения этого понятия служит для него
противопоставление веры знанию, подход к вере как к антизнанию. Можно
поэтому сказать, что гносеология, или эпистемология, теория познания,
перерождается у Кьеркегора в фидеологию, или пистеологию (от греч. pistis — вера), в теорию верования.
По словам Кьеркегора, «вера, специфически: определенная,
отлична от всякого иного освоения и имманентности (Innerlichkeit)»,
причем страсть, характеризующая веру, и рефлексия, характеризующая знание, в
том числе и самопознание, «взаимоисключают друг друга» (6, 16, II, 325). Вера есть акт воли, свободного выбора, страстного
влечения.
Воля к вере имеет для Кьеркегора
решающее значение, обусловливая решение при свободном выборе. «Вера
не умозаключение (Schlufi), а решение (EntschluB), исключающее всякие сомнения» (6, 10, 81). А
всякое решение коренится в субъекте, зависит всецело от него самого. Впрочем,
для Кьеркегора решение субъекта, стоящего перед таким выбором, предрешено, он
не может не выбрать веру. Он должен избрать, не может не избрать
«выбор, истина которого: здесь и речи быть не может о выборе» (7, 447).
Такое решение есть «качественный скачок»,
«мгновение», переход в иное душевное состояние, отличительная черта которого
преданность. «...Hie Rhodus hie salta»,— восклицает Кьеркегор (7,
248). В это мгновение «человек становится новым сосудом и новым творением».
Решение требует решимости. Оно связано с
риском. «Без риска нет веры, чем больше риск, тем больше веры» (6, 16, I, 201). Как не вспомнить, читая все эти страстные, вдохновенные
фидеистические излияния Кьеркегора, слова Герцена о самовыражении чувств и
стремлений, поглощающих личность: там, где нет понимания, «может быть
искренность, но не может быть истины» (19, 5). Датский богоискатель мог бы
сказать: «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман» —
фанатический религиозный самообман.
Однако в субъективистском фидеизме
Кьеркегора есть глубокая трещина, через которую «рыцарь субъективности» тщетно
старается проложить мост. Это трещина между свободным волевым самоопределением
верующего и божественным откровением. Но конечно, для верующего нет ничего
невероятного. Ему доступно недоступное, для него досягаемо недосягаемое. «Сама
вера есть чудо...» (6, 10, 62).
Здесь обнаруживается еще одно коренное отличие
кьеркегорианства от сократизма, отмеченное самим Кьеркегором. Истина веры
приобретается прямо «из рук бога», и подлинным учителем и наставником
человека является не кто иной, как сам бог (6, 10, 13). Божественное
откровение, стало быть, а не субъективное побуждение само по себе — первоисточник
веры. «...По христианскому пониманию, истина лежит все же не в субъекте, а
является откровением, которое должно быть возвещено» (7, 325).
|