Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
РАСПЯТИЕ РАЗУМА
За
имманентностью веры кроется, таким образом, трансцендентный генезис истины...
Фидеизм не безбрежен, он омывает догматические берега.
При всем своем отчуждении от
разума фидеистический идеализм — не просто глупость. Он улавливает и
абсолютизирует, гиперболизирует психологию религиозной веры, религиозного
самочувствия и дает его проникновенное описание, своего рода феноменологию
религиозной интенциональности, размежевывая и контрастируя веру и разум,
таинство и познание. Но описание, сколь наглядным и выразительным оно ни было
бы, отнюдь не есть понимание, объяснение описываемого явления. Понимание
психологического процесса, порождающего и закрепляющего религиозное чувство,
недоступно Кьеркегору, а его объяснение фальшиво и ложно. Социальные и
социально-психологические детерминанты религиозной веры для Кьеркегора — terra incognita.
Если «вера» — центральная
категория фидеологии Кьеркегора, то «парадокс» — категориальный ключ к его пониманию
«веры». «Отличительный признак христианства — это парадокс, абсолютный
парадокс» (6, 16, И, 250), и Кьеркегор с большим рвением старается убедить в
необходимости парадокса. В конце концов «истина есть парадокс» — высшая
истина. «Высшее, к чему может стремиться человеческая мысль, — это выйти за
свои собственные пределы, придя к парадоксу» (6, 16, I,
97). Будучи объективной недостоверностью, парадокс вместе с тем объективно
является истиной (6, 16, I, 196), ибо «об абсолютном
парадоксе можно понять только то, что его нельзя понять» (6, 16, I, 209): если бы парадокс стал понятным, он перестал бы быть
парадоксом. И наиболее парадоксальным для мышления является его парадоксальное
отношение к парадоксу: оно ничего так не хочет, как осмыслить то, что
невозможно мыслить. Немыслимое, парадокс, для мышления — неутолимая страсть, и,
как всякая страсть, она есть страдание мысли. «Когда парадокс и рассудок
сталкиваются во взаимопонимании своего различия, их взаимообщение счастливо,
подобно пониманию в любви, во влечении, которому мы еще не дали названия и
дадим его лишь впоследствии» (6, 10, 46).
Как всякая страсть, парадокс связан с
риском. А риск велик, ибо парадокс как истина есть абсурд. Да, абсурд.
Кьеркегор подхватывает вызов, брошенный Тертуллианом разуму. Он не
останавливается перед тем, чтобы назвать вещи своими именами: осознанный,
призванный, освоенный парадокс — это не что иное, как абсурд. На нем держится
вера, и он требует презрения к разуму, «порабощения разума». «Абсурдное как раз
и есть предмет веры и единственное, во что можно верить», и «именно благодаря
отталкиванию объективного абсурдное является силой, мерилом веры...» (6, 16, I, 202). Чтобы совершить акт веры, говорит Кьеркегор, я
должен «закрыть глаза и с полным доверием погрузиться в абсурд» (6, 4, 31). И
погрузившись в него, уверовав, я убеждаюсь, что вера моя не абсурд, вовсе нет,
она остается абсурдом лишь для того, кто не верит. Вот он, во всей наглядности
и неприглядности, «качественный скачок», вот она, «диалектика» Кьеркегора.
А если объект веры — абсурд, то для верующего
нет ничего проще и естественнее чудес: «Что удивительного (was Wunder) в том, что парадокс — это
удивительное (dash Wonder)?»
(6, 10, 50); «чудо есть чудо и не может быть понято» (6, 4, 73).
Ничего нового по этому «вопросу»
Кьеркегор не сказал по сравнению с тем, что было оказано за 1700 лет до него
Тертуллианом. «Сын божий был рожден, как всякое дитя; и нет позора
в этом, хоть самый факт постыден. Сын божий умер, как и всякий человек; и
этот факт вполне правдоподобен, хотя он и абсурд. И он восстал из
мертвых; факт этот несомненен лишь потому как раз, что невозможен» («
|