Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
РАСПЯТИЕ РАЗУМА
Неотомисты, преподносящие свой
фидеизм в философской оболочке, отмежевываются от откровенного, неприкрытого
фидеизма Кьеркегора, разграничивая сверхразумное и противоразумное, являющиеся
на самом деле лишь двумя версиями фидеизма. Но это позволяет им в отличие от
протестантских ир-рационалистов представить фидеизм Кьеркегора таким, каков он
есть. «Вера, согласно Кьеркегору...— пишет по этому поводу Жоливэ,
— против разума, а не только сверх него. Она есть смерть разума...»
(65, 80). В этом Жоливэ усматривает отличие Кьеркегора от католического
иррационализма Паскаля.
Самого Кьеркегора можно обвинить в чем
угодно, но только не в отсутствии откровенности и прямолинейности при защите
фидеизма, проникнутого стремлением «верить вопреки разуму» (6, 16, II, 278). Человеку следует «открыть, что есть нечто, что
прямо противостоит его мысли и его разуму» (6, 16, II, 377—378).
Он призывает к «распятию разума на кресте веры» (6, 16, II,
276). И прав, пожалуй, X. Гарелик, когда на вопрос:
«Сверх или против разума?» — отвечает: и то, и другое» (44).
Учение Кьеркегора об истоках и сущности
религиозной веры невольно наводит на мысль о Фейербахе. Это своего рода
фейербахианство с отрицательным знаком. В этом учении наглядно демонстрируются
характерные черты религии, уловленные и осмысленные в познавательном аспекте
в «Сущности христианства».
Кьеркегор был знаком с работами
своего старшего современника, великого немецкого атеиста, он не раз упоминает о
людях, которые «хотят быть Фейербахом и самовластно упразднить всякую религию»
(6, 36, 6). Для Кьеркегора Фейербах — «коварный демон», постигший тайну
религии, поэтому он «видел в Фейербахе одновременно и невольного союзника, и
отъявленного противника» (39, 36), врага, с мнением которого следовало считаться:
«Ab hoste consilium» (8, 3, 249). Демоническую
проницательность фейербаховской критики религии Кьеркегор усматривал
в понимании Фейербахом того, что тайна теологии есть
антропология. Он одобрительно цитирует соответствующую формулу
из «Сущности христианства». Их concordia dis-cors (взаимопротиворечивое
согласие) состоит в том, что оба они — справа или слева — противники
гегелевской трактовки религии и оба считают, что упразднение теологии является
правомерным выводом из гегелевских основоположений. Кьеркегор
ссылается на Фейербаха, указывая на то, что даже такой непримиримый
противник религии находит корни ее в субъективности, чувстве, страсти,
страдании. Отношение Кьеркегора к взглядам своего антипода —
убедительное свидетельство прицельной меткости фейербаховской
критики религии и вдумчивости его анализа психологии веры.
Комментаторы Кьеркегора часто заявляют, что при всей
своей неприязни к философии Гегеля его датский хулитель широко использовал
диалектический метод, тогда как Фейербах, порвав с идеализмом, отверг вместе с
тем и диалектический образ мысли. Ознакомление с фидеистической концепцией
Кьеркегора дает вполне ясное и отчетливое понимание того, что представляет
собой в самом деле широко рекламируемая самим Кьеркегором его
экзистенциальная, «двойная», «патетическая» диалектика — «сверхдиалектика».
|