Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
РАСПЯТИЕ РАЗУМА
ибо это сказал мне мой отец») (7,
313—314), либо вера есть сверхрассудок (Lebzcugung),
превосходящий всякие доказательства (см. 7, 251). На
философском знамени Кьеркегора начертано: «Надо верить» (7, 451),
безоговорочно, бездумно, во что бы то ни стало!
Перед нами не «датский Сократ», а
датский Тертуллиан. Прав Э. Бруннер, говоря, что «если кто-либо когда-нибудь
использовал лозунг credo quia absurdum (верую, ибо это нелепо), то это был Кьеркегор» (40, 310).
«Едва ли какой-либо отец церкви,— писал Кьеркегор в своем «Дневнике», — так
веско, как Тертуллиан, представил христианство в интересах бога»
(7, 516). Речь идет о беспощадном преследователе философствующих еретиков,
который восклицал в «De prescriptione hereticorum»
(§ 7): «Несчастный Аристотель!.. Прочь со всеми попытками состряпать
разношерстное христианство, разбавленное стоицизмом, платонизмом и
диалектикой! После Иисуса Христа нам не нужны никакие любопытные диспуты, после
благодатного Евангелия — никакие изыскания». С таким же негодованием
относился и Кьеркегор к «ереси» гегельягаствующих теологов.
Можно
ли усомниться в том, что рассуждения Кьеркегора о вере и разуме — это не что
иное, как бездонный фидеизм? Можно ли усомниться в фидеизме философа,
изрекшего: «Задача не в том, чтобы понять христианство, а в том, чтобы
понять, что понять его невозможно. В этом священное дело веры...» (7, 326).
А между тем немало религиозных философов не только сомневается в этом,
но даже решается это отрицать. Так, например, неотомист Коллинз
утверждает, будто точка зрения Кьеркегора «не антилогична и иррациональна, а
скорее настаивает на различии между логикой и метафизикой... Логика непричастна
и индифферентна к реальному существованию...» (41, 121). Не более того!
Однако неотомистский философ Жоливэ (как известно, католическая церковь
формально осудила фидеизм, хотя по существу своему и католическая теология,
ставящая веру выше знания, также является фидеистической) безоговорочно
признает «глубоко фидеистический» характер лютеранской по духу своему мысли
Кьеркегора (64, 10J). А воинственный католик Гарелик,
решительно осуждая протестантский фидеизм Кьеркегора, даже назвал свою книгу
«Антихристианство Кьеркегора». Зато более покладистый неотомист Коллинз на
вопрос: «Является ли это примером фидеизма?» — отвечает: «Пожалуй, ответ
должен быть отрицательным» (41, 147). Что касается протестантских теологов, то
они, как мы увидим в дальнейшем, обычно стараются рассудку вопреки доказать
недоказуемое — возможность сочетать фидеизм Кьеркегора с рациональным
познанием. Вера для Кьеркегора — чисто субъективное, идущее изнутри
эмоционально-волевое отношение к «истине». «Вера — это высшая страсть
субъективности» (6, 16, I, 121). Верующий человек —
это не мыслящий человек. Картезианское cogito ergo sum (я мыслю, следовательно, я
существую) оттесняется credo ergo sum (я верю, следовательно, я существую). В таком понимании
истинность тождественна верованию, И это понимание вопреки уверению Кьеркегора
радикально отличается от сократовского. По его убеждению, объективное
постижение бога лишь свидетельствовало бы о неверии в него, ибо верить в бога
следует именно потому, что познать его невозможно. Вера, крайняя субъективность,
становится «абсолютной объективностью». И тем не менее Кьеркегор своими
действиями опровергает свои собственные взгляды: тем, как он доказывает, он
опровергает то, что он доказывает. Его метод — наглядная иллюстрация
самоопровержения иррационализма. «Здесь, по-видимому, имеет место
коренное и даже фатальное несоответствие между (1) доводом Кьеркегора, что,
поскольку вера выше разума, она не допускает и не требует рационального
обоснования, и (2) тем фактом, что два его главных философских произведения,
особенно «Заключительное ненаучное послесловие», представляют собой
рациональное обоснование веры» (47, 93).
|