Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
РАСПЯТИЕ РАЗУМА
, 29).
Теологи рассматривают религию как предмет познания, претендуют на рациональное
доказательство церковных догматов, исходя из объективного понятия истины. Но
«христианство, — говорит Кьеркегор, — не является делом познания» (6, 16, I, 206), оно недоказуемо по самому существу своему, оно не
терпит доказательства. «...Объективное познание истинности христианства... как
раз неистинно...» (6, 16, I, 215), ибо оно недоступно
объективному познанию. «Христианство протестует против всякой объективности»
(6, 16, I, 119).
Сама
постановка вопроса о необходимости доказательства, оправдания христианства, по
Кьеркегору, недопустима, поскольку оно не нуждается в доказательстве
и оправдании. Как можно доказывать то, что основано на вере?
Вера не терпит доказательства, она должна рассматривать его как
своего врага (см. 6, 16, I, 26). Если истина
субъективна, то все рассуждения об объективной истинности христианства
бессмысленны. Теология превращается в удобную мишень для безбожников. До чего
теология довела религию! «Как низко пало христианство, каким оно стало убогим и
бессильным! Рассудок — вот кто вышел победителем...» (7, 420). Необходимо
перевооружение христианства для нового наступления на псе растущее неверие.
Нельзя, однако, не признать, что в
иррационалистической концепции Кьеркегора заключено рациональное зерно. Оно
состоит в утверждении антагонизма религиозной веры и основанной на разуме
уверенности в непримиримости веры и знания, в неосуществимости рационального
доказательства религиозных мифов. Но из этого правильного и обоснованного
утверждения Кьеркегор делает вывод: тем хуже для разума! Его следует устранить
как преграду на пути к вере! Характерно при этом, что Кьеркегор, как, впрочем,
и все другие иррационалисты, для доказательства иррационализма прилагает все
свои умственные способности, все мыслимые логические, рациональные доводы и
аргументы. Для опровержения рационализма он обращает против него его же
собственное оружие, полагаясь на ту самую логику, сокрушение которой как раз
и является его задачей. Кьеркегор, по словам Сартра, «крадет язык познания для
того, чтобы использовать его против познания» (цит. по: 68, 36). Он бросает
вызов ортодоксальной теологии, сделавшей философию служанкой богословия. Но
делает он это вопреки его заверениям при помощи своей философской служанки —
иррационалистической философии. Правда из «любомудрия» философия
превращается при этом в антифилософию.
Концентрированным выражением антитеологизма является
отказ Кьеркегора от всякого доказательства бытия божьего. «С каким только
усердием, не покладая рук, с какой тратой времени, прилежанием и писучестью
спекулянты наших дней ни старались дать веское доказательство бытия божьего. Но
в той же степени, в какой возрастает совершенство доказательства, в такой же
степени мы видим, как уменьшается его достоверность» (6, 11—12, 143). Кьеркегор
неоднократно возвращается к этой мысли о неосуществимости, бесплодности и
ненужности какого бы то ни было доказательства этого рода. Бытие бога
недоступно никакому доказательству, не терпит его. В конце концов «доказывать
бытие кого-нибудь, кто есть перед вами, — говорит он,— это бесстыднейшее
оскорбление, ибо это попытка выставить его на смех» (6, 16, II,
256). Специальной критике — как типично спекулятивное — подвергает Кьеркегор
предложенное Ансельмом Кентерберийским онтологическое доказательство,
пользующееся у теологов особым успехом. Следуя кантовскому опровержению
онтологического доказательства, Кьеркегор резонно утверждает, что бытие
подменяется здесь понятием бытия. Фактическое существование независимо
от всякого определения сущности. Сама постановка задачи доказать бытие бога
порочна; «Если уж богу не присуще бытие, то невозможно и доказать его бытие;
если же ему присуще бытие, то глупо хотеть это доказать». Ибо в тот
момент, когда я начинаю доказательство, я тем самым не только подвергаю его
бытие сомнению, но исхожу из допущения его небытия (6, 10, 36).
Притом бог — не объект среди
объектов, бытие которых может быть предметом объективного познания. Бог —
субъект и, как таковой, доступен лишь субъективному постижению. К тому же,
остроумно замечает Кьеркегор, «бог никак не мог бы доказать свое существование
иначе, как побожившись в этом; но для него нет ничего высшего, чем он мог бы
поклясться» (5, 2, А394).
|