Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
РАСПЯТИЕ РАЗУМА
При всем разнообразии
литературных жанров и манеры изложения все произведения Кьеркегора, будь то
лирические излияния или яростные памфлеты, по существу своему (не в тексте,
так в подтексте) глубоко религиозны, даже и в тех случаях, когда они направлены
против церкви. Все его учение есть вероучение, и он по праву считает себя
«рыцарем веры». «Нерв всей моей литературной деятельности, — пишет он, —
собственно говоря, в том, что в сущности я был религиозным человеком» (7,
316). По его собственному признанию, его «литературная работа,
рассматриваемая в целом, религиозна от начала до конца» (6, 33, 5).
Величайшим злом, царящим на земле
и уродующим все человеческое существование, Кьеркегор считал все возрастающее
безбожие и неверие. «Чего не хватает нашему времени? Религиозности» (6, 16, II, 187). Как выразился Г. Ибсен, находившийся под влиянием
датского философа, «волк хитроумия воет, лает на солнце ученья Христа» (21, 3,
508). Неустанной охотой на этого волка и было все творчество Кьеркегора,
вся его жизнедеятельность. Придя к убеждению, что прежние, господствующие,
средства защиты и внушения религиозной веры несостоятельны и бессильны, он
стремился выковать новое оружие борьбы, создать новые методы преодоления неверия,
найти новые средства исцеления «гибельного недуга», «растлевающего»
человеческую душу. Христианство нуждается не в оборонительном, а в
наступательном оружии (см. 7, 290).
Философским фундаментом вероучения Кьеркегора служит
понимание им «истины», его ответ на риторический вопрос Понтия Пилата: «Что
есть истина?» «Новое время, — иронизирует при этом Кьеркегор,—
модернизировавшее христианство, модернизировало также и вопрос Пилата», заменив
его вопросом: «Что есть сумасшествие?» (6, 16, I, 186).
Кьеркегор со всей решительностью отвергает
объективность истины и ее критерия. Научное понимание истины для него
совершенно неприемлемо ни в его эмпирическом, ни в его рационалистическом
толковании; ни как соответствие с бытием, ни как соответствие с мышлением.
Истина не есть нечто объективное, относящееся к объекту познания. К истине
нельзя прийти, если подходить к ней объективно, как к некоему познаваемому
предмету.
Вместе с тем Кьеркегор ополчается против
диалектического понимания исторической относительности истины, характерной для
философии Гегеля. «По Гегелю истина есть последовательный
всемирно-исторический процесс. Каждое общество, каждая стадия имеет свое право
и является лишь моментом истинного» (6, 16, I, 29).
Искажая гегелевскую диалектику относительного и объективного, Кьеркегор ложно
приписывает Гегелю релятивизм, отождествляя исторический процесс познания с
софизмом Протагора.
«Ведь объективность... это либо гипотеза,
либо приближение» (6, 16, I, 184), но отнюдь не вечная
истина, не истина с большой буквы. Относительной истине он противопоставляет
абсолютную истину как единственную достойную признания и отвечающую понятию
«истина». Как далека от диалектики его «теория познания», видно уже из того, с
каким пренебрежением он отзывается об историческом прогрессе познания, о той
«бессмысленной быстроте, с какой одно открытие аннулирует другое. Какой черт
может это выдержать!» (6, 17, 138—139).
В противовес объективному понятию истины
и ее критерия Кьеркегор выдвигает субъективное понятие истины. «Я должен найти
истину, являющуюся истиной для меня...» (8, 1, 31). Если объективная
истина уводит прочь от субъекта, то путь к истине, как ее понимает Кьеркегор,
направляет к субъекту. Что есть истина, решает субъект, и это решение является
единственным критерием истины.
|