Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
АНТИ-ГЕГЕЛЬ
Некоторые исследователи дают уклончивый,
компромиссный ответ на вопрос об отношении Кьеркегора к гегелевской диалектике.
Так, Валь считает, что, «несмотря на его оппозицию к гегелевской диалектике, у
Кьеркегора есть признание диалектики, экзистенциальной диалектики, и признание
противоречия» (98, 29). По мнению Гердеса, «нельзя отрицать, что Кьеркегор
свой взгляд на преобразование жизненного смысла всех экзистенциальных
высказываний диалектическим движением всецело заимствовал у Гегеля», хотя и
лишил его объективно-логического содержания (46, 24). Р. Хайс утверждает, что
«великое соперничество Кьеркегора с Гегелем — это соперничество враждующих
братьев» (55, 299). На самом же деле изучение Кьеркегором гегелевской диалектики
ничему так не способствовало, как его всевозрастающему отчуждению от нее, дошедшему
до нескрываемой ненависти к науке логики вообще, к диалектической логике в особенности.
Тот же Валь отчетливо сформулировал не то, чему научился, а то, чему разучился
Кьеркегор в своем противоборстве с Гегелем: «И несомненно, — пишет он, —
кьеркегоровская диалектика отличается от гегелевской диалектики, поскольку она
не признает снятия, поскольку она прерывна, состоит из скачков и разрывов,
поскольку она лирична и тесно связана с субъективностью, всякое познание
бессильно, и все попытки выразить его в каких бы то ни было понятиях неминуемо
обречены на провал.
Еще при жизни Кьеркегора Александр Герцен
писал в «Былом и думах»: «Я думаю даже, что человек, не переживший «Феноменологии»
Гегеля... не перешедший через этот горн и этот закал, не полон, не
современен» (20, 347). Кьеркегор пережил гегельянство, прошел через этот горн,
но не получил этого закала, а, вырвавшись из этого горна, сделал все, что было
в его силах, чтобы погасить огонь новой, диалектической логики.
Послегегелевская философия
оказалась на перекрестке. Один из открывавшихся путей, путь философского
прогресса, был путем преодоления ограничения диалектической мысли замкнутой,
завершенной, абсолютной системой, путь коренного преобразования идеалистической
диалектики в материалистическую. Это был путь через Фейербаха к Марксу и
Ленину. Другой путь, на который свернула идеалистическая философия, был отходом
от традиции, начатой Декартом и завершенной Гегелем, через Кьеркегора к
современному экзистенциализму.
В первоначальном наброске предисловия к «Понятию страха» были следующие
(взятые в скобки) слова: «Моей заслугой так же как и Фейербаха является
серьезное отношение к делу разрыва (с Гегелем— Б. Б.)» (6, 11—12, 272). Но
Фейербах порвал с диалектикой Гегеля, отмежевываясь от всякого философского
идеализма, в том числе диалектического.
Полное непонимание Родэ отношения Маркса к идеализму Гегеля
совершенно обессмысливает приводимую им формулу Маркса, который
стремился, конечно, сделать пригодным не гегелевский идеализм, а
диалектику, раскрепощенную им от идеализма. Уместно будет в этой связи
привести забавное замечание Коллинза, сравнивающего отношение Кьеркегора
к Гегелю с отношением Маркса к Гегелю: «Предложенная
Кьеркегором реформа не имеет ничего общего с тем, надлежит ли что
поставить на голову или на ноги, по той простой причине, что диалектический
процесс не имеет ни головы, ни ног, ни дна, ни покрышки (top nor bottom)»
(41, 49). И это, пожалуй, не лишено справедливости. Но вовсе не
потому, как полагает Коллинз, что Кьеркегор стоит по ту сторону основного
вопроса философии, а потому, что его учение не стоит ни на ногах как
метафорическом обозначении объективной реальности, ни на голове как символе
разума.
|