Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
АНТИ-ГЕГЕЛЬ
В этом
отношении действительное так же чуждо необходимому, как и возможное:
«Действительное не более необходимо, чем возможное, так как необходимое
абсолютно отлично от обоих» (6, 10, 239). Учение Аристотеля о переходе возможности
в действительность несостоятельно уже по одному тому, говорит Кьеркегор, что
оно исходит из утверждения, будто все необходимое возможно, тогда как на самом
деле ни возможное, ни действительное, ни становление как переход одного в
другое непричастны к необходимости и несовместимы с ней. Поскольку переход
возможности в действительность осуществляется не с необходимостью, а через
свободу, «никакое становление не является необходимым» (6, 10, 239). «Становление
есть изменение действительности, совершаемое при посредстве свободы» (6, 10,
241), ибо конечная причина—всегда свободно действующая причина. Сказанное относится
Кьеркегором не только к сфере «существования», но и к законам природы, коль
скоро речь идет о становлении. «Я думаю,— писал он В. Лунду в 1835 году,— что
сама природа может быть рассматриваема со стороны, не требующей прибегать к
секретам науки» (6, 35, 5). Весь кьеркегоровский анализ становления отрицает
всякую объективную закономерность развития, доступную логическому, научному
осмыслению. «Однако я,— уверяет Кьеркегор,— благодаря качественной диалектике
легко убеждаюсь, что в качественном смысле Вселенная за сто тысяч лет просто
не сделала ни единого шага вперед...» (6, 17, 135).
Упреки, адресованные Кьеркегором Гегелю, в том, что
его диалектика исключает свободу, а вместе с ней случайность, лишены
основания. Как раз в том и заключается диалектическое понимание этих категорий,
что как необходимость и свобода, так и необходимость и случайность связаны
единством противоположностей, а не исключают друг друга. Когда Кьеркегор ставит
своей задачей «сокрушение понятия необходимости» (63, 35) во имя свободы и
случайности, он, метафизически противопоставляя их, порывает с диалектикой.
Столь же антидиалектическим является отрыв действительности от возможности,
выдвигаемый Кьеркегором против диалектического понимания Гегелем их взаимопроникновения,
которое явствует уже из различения формальной и реальной возможности.
Таким образом, Кьеркегор не
обосновывает иную, отличную от гегелевской, форму диалектики, а порывает с
диалектикой. Отношение количества и качества, как и отношение возможности и
действительности, свободы и необходимости, необходимости и случайности, у
него не диалектично, а дихотомично, эти категории для него взаимоисключающи.
Столь же метафизичным становится у него и отношение непрерывности и прерывности
как абсолютных, несочетаемых противоположностей. Если у Гегеля мы имеем
диалектическое единство противоположностей — количества и качества,
непрерывности и прерывности (перерыв постепенности), обновления и исторической
преемственности, если у него сама связь сменяющихся качественных состояний
осуществляется при посредстве скачкообразных перерывов и линия
развития является узловой линией мер, то у Кьеркегора, этой
диалектической логике противопоставляется метафизическая схема альтернатив,
не только ничего общего не имеющих с диалектикой, но и стремящихся порвать
с логикой вообще. Однако если разрыв с диалектикой осуществляется им, то
разрыв с логикой оказывается неосуществимым, поскольку для самого
оправдания этого разрыва Кьеркегор вынужден применять всяческие
логические усилия и ухищрения. Ведь софистика — это все же своего рода
логика, хотя и злоупотребление логикой.
Кьеркегоровская критика
диалектического закона перехода количества в качество служит наглядной
иллюстрацией его отношения к диалектике в целом, поскольку закон этот является
одним из выражений всеобщего диалектического принципа — становления как
единства противоположностей во всем многообразии его проявлений. Этому
основоположению диалектики противостоит у Кьеркегора набор метафизических дихотомий
по принципу: либо — либо. Сказанное относится ко всем рассматриваемым
Кьеркегором категориям. Категория противоречия проходит сквозь все
мировоззрение Кьеркегора: «Всюду, где есть жизнь, есть противоречие» (6, 16, II, 223). Однако непременным атрибутом экзистенции является у
него не логическое, а патетическое противоречие. Страсть — не что иное, как
достигшее напряжения противоречие. Где нет жизни, нет страсти, там нет и
противоречия. Вне экзистенции нет противоречия, а само экзистенциальное противоречие
не предполагает единства, оно вытесняет, устраняет его.
|