Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

АНТИ-ГЕГЕЛЬ

Абсолютная идея, при всей своей объективности понимаемая как самодвижу­щееся, активное, динамичное первоначало, является для Гегеля также и субъектом раз­вития. Вместе с тем дух как высшая ступень этого развития означает достижение абсолют­ной идеей субъективности в точном смысле этого термина — как самопознания.

Критика Кьеркегором объективного идеа­лизма с позиции идеализма субъективного не дает, однако, основания отождествлять его учение с такими формами субъективного идеа­лизма, как берклианство, а тем более фихте­анство. Это особая, специфическая форма субъективизма, порывающая с пониманием субъекта как познающего, мыслящего суще­ства, берущая его «не в том абстрактном смысле, в котором брал это слово Фихте...» (6, 11—12, 140). Sum cogitans (я мыслю) — не кьеркегоровское основоположение. «Быть» для  него — это также и не percipi, «быть в восприятии». Воспринимаемость столь же неприемлемая основа для его философии, как является его действительностью. «Собственная этическая действительность личности — это единственная действительность» (6, 16, II, 29).

Здесь обнаруживается сокровенный смысл кьеркегоровской критики гегелевского тожде­ства мышления и бытия. Оно отрицается не как идеалистическое, а как рационалистиче­ское основоположение: действительность не может быть отождествлена с мышлением, по­скольку она немыслима. «Единственное, в себе, которое не допускает своего мышления,— это существование, с которым мышление не имеет ничего общего» (6, 16, II, 31). А иной действительности, иному в себе бытию нет места в философии Кьеркегора, для которого отождествление действительного с истинным лишь «гегелевская болтовня» (7, 630); «Ох уж этот Гегель!... Как боги смеялись! Этакий плюгавый профессор, вдоль и поперек про­зревший необходимость всех вещей...» (7, 604).

Со всей решительностью отмежевавшись  от гегелевской диалектики как логики бытия  и мышления, Кьеркегор выдвигает в противовес ей свою субъективно-идеалистическую  «диалектику», не связанную с логикой,— экзистенциальную «диалектику существования» в том эмоционально-волюнтаристическом смысле, который вкладывает в понятие «существование» Кьеркегор.

 Никто из приверженцев Кьеркегора не  сомневается в диалектическом характере его  философии. Разве категория «становление» не  является решающей для кьеркегорианского   мышления?  Разве движение, переход, скачок для него не понятия первостепенной значи­мости?   (см.  63,  35).  Непримиримая  борьба против  гегелевского  диалектического  метода была   якобы   не   чем   иным,   как   созданием иной,   новой   формы   диалектики,   не   только отличной,  но  и  прямо  противоположной  ге­гелевской. «Диалектика Кьеркегора,— пишет, например, А. Кортезе,— была иной по срав­нению  с  диалектикой  Гегеля»   (67,   5,   129). По славам Р. Хайса, «Кьеркегор хочет дать диалектическому мышлению совершенно иное направление и значение» (55, 201). В чем же коренное отличие «новой диалектики» Кьер­кегора от преодолеваемой ею диалектики Ге­геля?  Прежде всего  в  том,  что  экзистенци­альная   диалектика   недоступна   логическому мышлению.  Она  не укладывается  в  прокру­стово ложе никакой логики. Мыслимая диа­лектика для Кьеркегора — это  бесстрастная, книжная, а не жизненная диалектика;  субъ­ективистская диалектика не знает законов, не поддается  логической  координации  и  схема­тизации. «Существовать» можно только «ди­алектически». «Субъективность... всегда имеет при  себе диалектику...»   (6,   16,  I,  31).  Ста­новление, противоречия, скачки неотъемлемы от субъективности,  не знающей покоя и  не­выразимой в устойчивых понятийных катего­риях.   «Существование   немыслимо   без   дви­жения»   (6,   16,   II,  9).   «И  если  он  сущест­вует, разве тогда он не находится в станов­лении?»   (6,   16,   II,  6).   «...Всюду,   где   есть жизнь, есть и противоречие»  (6,  16,  II, 9). Но все  эти  диалектически  звучащие катего­рии претерпевают  в  субъективистской   «диа­лектике» необычайные превращения. Гегелевскую диалектику Кьеркегор трак­тует не только как объективную, но и как «количественную».