Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
АНТИ-ГЕГЕЛЬ
Абсолютная идея, при всей своей объективности понимаемая как самодвижущееся,
активное, динамичное первоначало, является для Гегеля также и субъектом развития.
Вместе с тем дух как высшая ступень этого развития означает достижение абсолютной
идеей субъективности в точном смысле этого термина — как самопознания.
Критика Кьеркегором объективного идеализма с позиции
идеализма субъективного не дает, однако, основания отождествлять его учение с
такими формами субъективного идеализма, как берклианство, а тем более фихтеанство.
Это особая, специфическая форма субъективизма, порывающая с пониманием субъекта
как познающего, мыслящего существа, берущая его «не в том абстрактном смысле,
в котором брал это слово Фихте...» (6, 11—12, 140). Sum cogitans (я
мыслю) — не кьеркегоровское основоположение. «Быть» для него — это также и не percipi, «быть в восприятии». Воспринимаемость столь же
неприемлемая основа для его философии, как является его действительностью.
«Собственная этическая действительность личности — это единственная
действительность» (6, 16, II, 29).
Здесь обнаруживается сокровенный смысл
кьеркегоровской критики гегелевского тождества мышления и бытия. Оно
отрицается не как идеалистическое, а как рационалистическое основоположение:
действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она
немыслима. «Единственное, в себе, которое не допускает своего мышления,— это
существование, с которым мышление не имеет ничего общего» (6, 16, II, 31). А иной действительности, иному в себе бытию нет
места в философии Кьеркегора, для которого отождествление действительного с истинным
лишь «гегелевская болтовня» (7, 630); «Ох уж этот Гегель!... Как боги смеялись!
Этакий плюгавый профессор, вдоль и поперек прозревший необходимость всех
вещей...» (7, 604).
Со всей решительностью отмежевавшись от гегелевской
диалектики как логики бытия и мышления, Кьеркегор выдвигает в противовес ей
свою субъективно-идеалистическую «диалектику», не связанную с логикой,—
экзистенциальную «диалектику существования» в том
эмоционально-волюнтаристическом смысле, который вкладывает в понятие «существование»
Кьеркегор.
Никто из приверженцев Кьеркегора не сомневается в
диалектическом характере его философии. Разве категория «становление» не является
решающей для кьеркегорианского мышления? Разве движение, переход, скачок для
него не понятия первостепенной значимости? (см. 63, 35). Непримиримая
борьба против гегелевского диалектического метода была якобы не чем
иным, как созданием иной, новой формы диалектики, не только
отличной, но и прямо противоположной гегелевской. «Диалектика
Кьеркегора,— пишет, например, А. Кортезе,— была иной по сравнению с
диалектикой Гегеля» (67, 5, 129). По славам Р. Хайса, «Кьеркегор хочет
дать диалектическому мышлению совершенно иное направление и значение» (55,
201). В чем же коренное отличие «новой диалектики» Кьеркегора от
преодолеваемой ею диалектики Гегеля? Прежде всего в том, что экзистенциальная
диалектика недоступна логическому мышлению. Она не укладывается в
прокрустово ложе никакой логики. Мыслимая диалектика для Кьеркегора —
это бесстрастная, книжная, а не жизненная диалектика; субъективистская
диалектика не знает законов, не поддается логической координации и схематизации.
«Существовать» можно только «диалектически». «Субъективность... всегда имеет
при себе диалектику...» (6, 16, I, 31). Становление,
противоречия, скачки неотъемлемы от субъективности, не знающей покоя и невыразимой
в устойчивых понятийных категориях. «Существование немыслимо без движения»
(6, 16, II, 9). «И если он существует, разве
тогда он не находится в становлении?» (6, 16, II,
6). «...Всюду, где есть жизнь, есть и противоречие» (6, 16, II, 9). Но все эти диалектически звучащие категории
претерпевают в субъективистской «диалектике» необычайные превращения. Гегелевскую
диалектику Кьеркегор трактует не только как объективную, но и как
«количественную».
|