Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
АНТИ-ГЕГЕЛЬ
В
гегелевской «Науке логики» идеалистическая философия достигла своего апогея.
Философский рационализм в его идеалистическом преломлении принял здесь свою завершенную
форму панлогизма: «Бытие есть мышление» (16, 4, 29). То, что не является
рациональным, лишено всякой истинности. При всем коренном отличии гегелевского
рационализма от просветительской философии предреволюционной французской
буржуазии их роднит культ разума. Для Гегеля «вера в могущество разума есть первое
условие философских занятий... Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе
силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению
познания...» (16, 1, 16). «Слова, начертанные на покрывале Изиды: «Я то, что
было, есть и будет; никто из смертных не приподымал моего покрывала», исчезают
перед могуществом мысли» (16, 2, 15). Познание есть самопознание бытия как
мышления. Оно не может быть ничем иным, как логическим познанием. А последнее
и есть единственное достоверное научное познание.
«...Самое лучшее в философии нашего времени само
усматривает свою ценность в научности... оно фактически приобретает значение
только благодаря научности» (16, 4, 39).
Великая историческая заслуга Гегеля, на
которой основывается превосходство разработанного им «умного идеализма» над
современной ему формой материализма, состоит в том, что его рационализм,
будучи идеалистическим, является вместе с тем диалектическим рационализмом,
новой исторической ступенью в развитии теоретического мышления, новой
исторической формой логики — диалектической логикой.
Вместе с тем его объективная логика,
логика вещей, логика саморазвития объективной действительности окутывает
реальную действительность густым идеалистическим туманом. Покрывало Изиды
заменяется покрывалом абсолютного идеализма. Диалектика приобретает
бесплотный характер самодвижения понятий, тем самым лишая самодвижения природу
как «инобытие духа».
Формула Гегеля «все действительное
разумно значит не только — доступно разуму, и только разуму, она гипостазирует
разум, подставляет под объективную реальность «мировой дух», «абсолютную идею»
— объективированную проекцию логического мышления, придающую всем
диалектическим категориям мистифицированный характер.
В те же время формула о разумности действительного
двусмысленна несмотря на то что Гегель различает «действительность» «существование»
и тем самым эта формул допускает прогрессивное толкование, выводи системы
Гегеля обнаруживают непоследовательность его диалектики, ее консервативное
ограничение, оправдание, апологию существующего. Система Гегеля вступает в
противоречие с диалектическим методом, становится тормозом для дальнейшего
развития, парализует перспективу движения вперед, придает диалектике
ретроспективный характер, лишая его революционного устремления. Гегелевская
диалектика не ограничивается, как того требовал поздний Шеллинг, сферой
возможности и не исключает рационального познания действительности, она,
однако, препятствует пониманию реальной возможности беспредельного обновления
и развития, таящейся в действительности на любой ее ступени.
Метаэмпирический метод гегелевской логики имел
вместе с тем положительную сторону: стремление сквозь эмпирическое многообразие
единичного и случайного проникнуть в логическую структуру всеобщей закономерности.
Диалектический метод, подобно рентгеновским лучам, направлен на логический
остов всякого становления.
В философии Гегеля философский
идеализм дал все, что он может дать, и дал очень много. Вот почему критика
учения Гегеля по-иному, но так же, как и критика основоположника немецкого
классического идеализма, оказалась возможной и справа и слева — как критика
«рационального зерна» этого учения и как критика того, что не позволяло
«рациональному зерну» принести рациональные всходы.
|