Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
Гегелевская диалектика, столь изуродованная
впоследствии неогегельянцами, фальсифицированная ими как выход за пределы
рационального, на деле была новым историческим взлетом рационализма. Уже в «Феноменологии
духа» Гегель возвестил, что то, что не является рациональным, лишено всякой
истины.
«Вера Гегеля в человеческий разум и его
права» (3, 2, 7) была нераздельно связана отнюдь не с выходом за пределы
рационализма, а с преодолением метафизических преград на пути рационального
познания. Вот почему для идеалиста Гегеля, как и для его преемников,
иррационалистический крен Шеллинга был «дурным идеализмом».
Но выращенный в Мюнхене пустоцвет
философии откровения полностью распустился только в Берлине, пересаженный в
теплицу прусской монархии. И здесь же он встретил бурное сопротивление всех,
прошедших гегелевскую школу — как правых, так и левых гегельянцев. Уже через
два месяца после начала лекций Шеллинга Кьеркегор пишет пастору Шпангу (8 января
1842 года): «Гегельянцы раздувают огонь. Шеллинг выглядит так мрачно, будто
маринованный в уксусе» (6, 35, 86). Речь идет о выпадах старогегельянца
Михелета против Шеллинга в предисловии к изданию второго тома гегелевской
«Энциклопедии философских наук». Но в авангарде контрнаступления на философию
откровения шел безызвестный еще младогегельянец по имени Фридрих Энгельс, Это
было первое левогегельянское выступление против неошеллингианства.
Осенью 1841 года — как раз к лекциям
Шеллинга — Энгельс прибыл в Берлин для отбывания воинской повинности. «Кстати,—
писал он Арнольду Руге в ответ на предложение подвергнуть критике выступления
Шеллинга,— я вовсе не доктор и не смогу им стать; я всего только купец и королевско-прусский
артиллерист» (1, 513). Но отрицательное отношение Энгельса к Шеллингу было им
сформулировано еще до переезда в Берлин. Уже в 1840 году в статье
«Воспоминания Иммермана» Энгельс ставит риторический вопрос, задевающий самую
суть поворота Шеллинга от классической философии: «Не прекращается ли всякая
философия там, где согласованность мышления и эмпирии «выходит за пределы
понятия»? Какая логика сможет удержаться там..?» (1, 382).
Год спустя после обращения Руге к Энгельсу
Карл Маркс обратился с таким же предложением к Фейербаху, видя в нем
подлинного антипода Шеллинга. Отношение Маркса к новошеллингианству
ясно и недвусмысленно — решительное осуждение и негодование. «Философия
Шеллинга — это прусская политика sub specie philosophiae»
(2, 27, 377). Маркс не сомневался в готовности Фейербаха заклеймить
ретроградное учение, названное Фейербахом в «Сущности христианства»
«философией нечистой совести», самую сокровенную тайну которой
составляет «беспочвенная, детская фантастика». Ее лозунг — «чем нелепее,
тем глубже» (24, 2; 28, 223). «Бедная Германия! — восклицал Фейербах в
предисловии к своему антирелигиозному шедевру.— Тебя нередко надували в области
философии, и чаще всего тебя обманывал только что упомянутый
Калиостро, который постоянно тебя морочил...» (24, 2, 29). И хотя
Фейербах, поглощенный в то время другой работой, отклонил
просьбу Маркса, его ответные письма дают яркое представление о его презрении к
университетским проповедям Шеллинга и о его воинственной непримиримости к
теософическим ухищрениям.
Пятилетние берлинские курсы не были
опубликованы Шеллингом, а его почти не изученный рукописный архив погиб в подвалах
мюнхенской университетской библиотеки в годы второй мировой войны во время бомбежек
летом 1944 года. Основным первоисточником для ознакомления с содержанием
берлинских лекций служат сохранившиеся записи этих лекций слушателями. Одной
из таких записей является обнаруженный Евой Нордбнтофт-Шлехта в Датской
национальной библиотеке в Копенгагене конспект Кьерке-гора, впервые
опубликованный (в немецком переводе) в 1962 году (71).
|