Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА

Четверг 15 ноября 1841 года. В этот день на берлинской Унтер ден Линден близ Пло­щади оперы царило необычное оживление. Кареты, экипажи, пешеходы теснились, на­правляясь не к зданию оперного театра, а напротив — к университету, в аудиторию № 6, самую большую университетскую ауди­торию, которая не могла вместить всех же­лающих, число которых значительно превы­шало заполнивших ее четырехсот слушателей.

«Если вы сейчас здесь, в Берлине,— писал присутствовавший там Фридрих Энгельс,— спросите кого-нибудь... где находится арена, на которой ведется борьба за господство над общественным мнением Германии в политике и религии... вам ответят, что эта арена на­ходится в университете, именно в аудитории № 6, где Шеллинг читает свои лекции по философии откровения» (1, 386). «Вступи­тельную лекцию Шеллинга,— писали тогдаш­ние газеты,— читали в Германии с таким же любопытством, как тронную речь» (81, 782). Такой же наплыв, как и на вступительной лекции, был и на второй лекции, на которую прибыл  из  Дании  Серен  Кьеркегор.   «Шел­линг начал,— пишет он 18 ноября П. И. Шпан-гу — но при таком шуме и сутолоке, свисте, стуке в окна тех, кто не смогли войти, перед столь скученной аудиторией...»  «По внешно­сти,— добавляет   Кьеркегор,— Шеллинг   выглядит как самый заурядный человек, у него I вид какого-нибудь ротмистра...»  (6, 35, 71).  Но в последующие дни аудитория заметно  поредела. Интерес к лекциям спадал: «...Шеллинг оставил неудовлетворенными почти всех I своих слушателей» (1, 395). Он не оправдал ожиданий.  Ожидаемого  триумфа не  получилось.   «Великая  сенсация  оказалась  на  деле I одной лишь сенсацией и, как таковая, прошла I бесследно»  (60, 286). Гора родила мышь.

1 августа 1840 года на престол вступил Фридрих-Вильгельм IV. Эхо июльской революции 1830 года еще не заглохло. Бури  1848 года были уже не за горами.

Вскоре исполнилось десятилетие со дня кончины Гегеля. Его кафедру занимал право-гегельянский эпигон Габлер. Но не он вдох­новлял молодые умы, а по-прежнему сам Гегель. «Когда же Гегель умер, его филосо­фия как раз и начала жить» (1, 396). «...Имен­но период с 1830 до 1840 г. был временем исключительного господства «гегельянщины»...» (2, 21, 279). Левогегельянцы, «гегелинги», стали властителями дум передовой не­мецкой молодежи этих лет. Оставшись верны­ми основоположным принципам Гегеля, младогегельянцы  отвергали  выводы  гегелевской системы, не оправданные самими этими Прин­ципами. Средоточием их в Берлинском уни­верситете была группа «Свободных»: Штраус, Бауэр, молодой Фейербах, юноша Энгельс. В своем новом виде философия прусского го­сударственного философа стала духовным оружием мятежных умов.

  Фридрих-Вильгельм  IV  видел  насущную идеологическую  необходимость  для  укрепле­ния  существующего  строя  искоренить  «дра­конов посев гегелевского пантеизма, ложного всезнайства и беззаконного уничтожения домашней добропорядочности для того, чтобы достигнуть  научно  обоснованного  возрожде­ния нации», как он писал фон Бунзену (цит. по: 83, 782). «Гегелингской банде» была объявлена война свыше. На роль святого Георгия,    «который   должен   поразить   ужасного дракона гегельянства»   (1,  395),  по королев­скому распоряжению    был    приглашен    из Мюнхена шестидесятишестилетний Шеллинг. В 1841 году, в том самом году, когда вышли в свет «Христианское вероучение» Штрауса  «Критика синоптиков» Бруно Бауэра, «Сущность христианства» Фейербаха, в том самом году, когда Карл Маркс защитил свою диссертацию о Демокрите и Эпикуре, Шеллинг переехал   в   Берлин   и   начал   свои   чтения   в  Берлинском университете. Ему было присвоено  звание   высшего   правительственного   тайного советника и положен оклад в 4000 талеров
Чтения Шеллингом курсов по философии мифологии и философии откровения продолжа­лись  до  1846 года,  когда Шеллингу исполнился 71 год. Количество слушателей катастрофически уменьшилось. Миссия Георгия Победоносца им выполнена не была.