Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
Четверг 15 ноября 1841 года. В этот день
на берлинской Унтер ден Линден близ Площади оперы царило необычное оживление.
Кареты, экипажи, пешеходы теснились, направляясь не к зданию оперного театра,
а напротив — к университету, в аудиторию № 6, самую большую университетскую
аудиторию, которая не могла вместить всех желающих, число которых значительно
превышало заполнивших ее четырехсот слушателей.
«Если вы сейчас здесь, в Берлине,— писал присутствовавший
там Фридрих Энгельс,— спросите кого-нибудь... где находится арена, на которой
ведется борьба за господство над общественным мнением Германии в политике и
религии... вам ответят, что эта арена находится в университете, именно в
аудитории № 6, где Шеллинг читает свои лекции по философии откровения» (1,
386). «Вступительную лекцию Шеллинга,— писали тогдашние газеты,— читали в
Германии с таким же любопытством, как тронную речь» (81, 782). Такой же наплыв,
как и на вступительной лекции, был и на второй лекции, на которую прибыл из
Дании Серен Кьеркегор. «Шеллинг начал,— пишет он 18 ноября П. И. Шпан-гу —
но при таком шуме и сутолоке, свисте, стуке в окна тех, кто не смогли войти,
перед столь скученной аудиторией...» «По внешности,— добавляет Кьеркегор,—
Шеллинг выглядит как самый заурядный человек, у него I вид какого-нибудь ротмистра...» (6, 35, 71). Но в последующие
дни аудитория заметно поредела. Интерес к лекциям спадал: «...Шеллинг оставил
неудовлетворенными почти всех I своих
слушателей» (1, 395). Он не оправдал ожиданий. Ожидаемого триумфа не
получилось. «Великая сенсация оказалась на деле I одной лишь сенсацией и, как таковая, прошла I бесследно» (60, 286). Гора родила
мышь.
1 августа 1840 года на престол
вступил Фридрих-Вильгельм IV. Эхо июльской революции
1830 года еще не заглохло. Бури 1848 года были уже не за горами.
Вскоре исполнилось десятилетие со дня
кончины Гегеля. Его кафедру занимал право-гегельянский эпигон Габлер. Но не он
вдохновлял молодые умы, а по-прежнему сам Гегель. «Когда же Гегель умер, его
философия как раз и начала жить» (1, 396). «...Именно период с 1830 до 1840
г. был временем исключительного господства «гегельянщины»...» (2, 21, 279).
Левогегельянцы, «гегелинги», стали властителями дум передовой немецкой
молодежи этих лет. Оставшись верными основоположным принципам Гегеля,
младогегельянцы отвергали выводы гегелевской системы, не оправданные самими
этими Принципами. Средоточием их в Берлинском университете была группа
«Свободных»: Штраус, Бауэр, молодой Фейербах, юноша Энгельс. В своем новом виде
философия прусского государственного философа стала духовным оружием мятежных
умов.
Фридрих-Вильгельм IV видел насущную идеологическую
необходимость для укрепления существующего строя искоренить «драконов
посев гегелевского пантеизма, ложного всезнайства и беззаконного уничтожения
домашней добропорядочности для того, чтобы достигнуть научно обоснованного
возрождения нации», как он писал фон Бунзену (цит. по: 83, 782). «Гегелингской
банде» была объявлена война свыше. На роль святого Георгия, «который
должен поразить ужасного дракона гегельянства» (1, 395), по королевскому
распоряжению был приглашен из Мюнхена шестидесятишестилетний Шеллинг. В
1841 году, в том самом году, когда вышли в свет «Христианское вероучение»
Штрауса «Критика синоптиков» Бруно Бауэра, «Сущность христианства» Фейербаха,
в том самом году, когда Карл Маркс защитил свою диссертацию о Демокрите и
Эпикуре, Шеллинг переехал в Берлин и начал свои чтения в Берлинском
университете. Ему было присвоено звание высшего правительственного
тайного советника и положен оклад в 4000 талеров
Чтения Шеллингом курсов по философии мифологии и философии откровения продолжались
до 1846 года, когда Шеллингу исполнился 71 год. Количество слушателей
катастрофически уменьшилось. Миссия Георгия Победоносца им выполнена не была.
|