Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
а
как арену божественного провидения.
Отказавшись от великого завоевания
классической немецкой философии, ее блудный сын облекает, однако, и свою
философию откровения в эфемерную «диалектическую» оболочку, принимающую у него
характер пустой и мертвой триадической схемы. Диалектическая триада, при всем
своем натянутом схематизме таящая в себе у Гегеля принцип двойного отрицания
как всеобщий закон прогрессивного развития, приобретает у Шеллинга
декоративно-мифологический характер. Если Гегель пытался растворить мифологические
образы христианской догматики в логических понятиях, то Шеллинг совершает
попятное движение от логических категорий к мифологической фантасмагории.
Триадические схемы Шеллинга как
небо от земли далеки от триадических конструкций Гегеля, в которых пульсирует
противоречивое единство негативного и позитивного. Они столь же далеки друг от
друга, как диалектическое отрицание от божественной троицы.
Учение о трех потенциях — пародия
Шеллинга на диалектическую триаду. Он формулирует религиозную триаду:
мифология — христианские мистерии — философия откровения — как три ступени
религиозного сознания. Триадически строится Шеллингом и история христианской
церкви: католическая— церковь апостола Петра, протестантская — апостола Павла и
церковь всеобщей любви — церковь апостола Иоанна. Энгельс приводит
заключительные слова курса Шеллинга, которых уже не слышал Кьеркегор:
«...когда-нибудь будет построена церковь всем трем апостолам, и эта церковь
будет последним, истинным христианским пантеоном» (1, 459). А в своей 36-й
лекции Шеллинг достигает пес plus ultra пародийности, изображая триаду
грехопадения, тезис которой — искушение человека, антитезис — податливость
женщины и синтез — змий как принцип соблазна. От великого до смешного один
шаг. Вот во что выродилась диалектика в философии откровения (философии,
которую, как полагал Шеллинг, подобает называть «христианской философией»),
ставящей своей задачей не доказательство истинности христианской религии,
в котором она не нуждается (лекция 32), а уяснение, раскрытие принимаемого на
веру божественного откровения.
Записи в дневнике и письма
Кьеркегора не оставляют никакого сомнения в том, что лекции Шеллинга его
глубоко разочаровали, но сами по себе они не объясняют, почему это произошло,
причем разочарование это было настолько сильным, что побудило, не дослушав курса,
покинуть Берлин и вернуться в Копенгаген. А ведь непримиримая критика
Шеллингом гегелевского логицизма и его «христианская философия» должны были,
казалось бы, увлечь такого ревностного проповедника христианства, каким был Кьеркегор.
Разве иррационалистический курс, взятый Кьеркегором, не совпадает с тенденцией
отхода от классического немецкого идеализма, характеризующего философию
откровения? Разве не по душе Кьеркегору было оттеснение «негативной философии»?
Совершенно очевидно, что
иррационалистическая неприязнь к гегельянству — точка соприкосновения обоих
философов, однако в их разрыве с классической традицией немецкого идеализма
обнаруживаются как количественные, так и существенные качественные различия.
Прежде всего разрыв Шеллинга с
собственным философским прошлым не вполне последователен, не безоговорочен.
«Негативная философия» ограничивается, но не выбрасывается за борт философии,
она сохраняет подчиненную, подсобную роль. Обуздывая, осуждая рационализм,
«позитивная философия» еще не порывает с ним окончательно. Шеллинг
противопоставляет ее «негативной философии», не желая при этом полностью ликвидировать
последнюю (см. 32, 238). Уже Энгельс отметил, что «Шеллинг, при всех своих
заслугах по отношению к истинному христианству, все же не может вполне отрешиться
от своей прежней ложной мудрости. ...Все еще не может вполне преодолеть высокомерия
собственного разума...» (1, 448).
|