Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
Вклад немецкой классической философии
в историю развития философской мысли заключается с этой точки зрения в том,
что Кант, Фихте, Гегель со ступеньки на ступеньку приближали мысль к
самопознанию своей ограниченности. Сила их разума — не в чем ином, как в
постепенном осознании своего неразумия.
Рациональным зерном этой иррациональной
концепции истории философии является невольное и косвенное признание ограниченности
возможностей прогресса полноценной философской мысли на путях идеализма.
Шеллинг был бы прав в своей критике Гегеля, если бы он
утверждал не не осуществимости перехода от логически сублимированной
возможности к иллюзорной «действительности» сверхчувственного мира, а
невозможность выхода к реальной действительности из замкнутого круга
абсолютного идеализма. Он
был бы прав, если бы вскрыл не состоятельность рассмотрения материального мира
как инобытия духовной субстанции, как воплощения логической Идеи. Но
если бы Шеллинг ополчился против Гегеля с такой позиции, то он был бы тогда не
Шеллингом, а анти-Шеллингом. Вот почему критика гегельянства слева, с
материалистических позиций, не только не исключала, а, напротив, заключала в
себе и обостряла нетерпимость к шеллингианству «С Гегелем, — по словам Ясперса,
— что-то пришло к концу...» (60, 309). Но идеалистическая диалектика Гегеля
была одновременно и концом, и началом. Она привела к перекрестку, от которого расходятся
два пути в две диаметрально противоположные стороны. Немецкий классический
идеализм исчерпал свои возможности. В истории общественной мысли возникла
революционная ситуация, обусловленная, разумеется, не только имманентным
развитием философии, но коренящаяся в глубинных социальных сдвигах середины
прошлого века.
Берлинские лекции Шеллинга
возвестили конец классического немецкого идеализма. Но это было лишь началом
конца движения философского идеализма по рационалистическому пути.
Антишеллингианские выступления Фейербаха, Энгельса и Маркса предвещали начало
революционного переворота в истории философии. Великое завоевание классиков
немецкой философии — диалектическая логика — было не отброшено за непригодностью,
а стало для творцов новой исторической формы материализма, для
«материалистических друзей гегелевской диалектики» (3, 45, 30), ариадниной нитью
дальнейшего философского.
|