Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА

Вклад немецкой клас­сической философии в историю развития философской мысли заключается с этой точ­ки зрения в том, что Кант, Фихте, Гегель со ступеньки на ступеньку приближали мысль к самопознанию своей ограниченности. Сила их разума — не в чем ином, как в постепен­ном осознании своего неразумия.

Рациональным зерном этой иррациональ­ной концепции истории философии является невольное и косвенное признание ограничен­ности возможностей прогресса полноценной философской  мысли на путях идеализма.

Шеллинг был бы прав в своей критике Гегеля, если бы он утверждал не не осуществимости перехода от логически сублимированной возможности к иллюзорной «действитель­ности» сверхчувственного мира, а невозможность выхода к реальной действительности из замкнутого круга абсолютного идеализма. Он
был бы прав, если бы вскрыл не состоятельность рассмотрения материального мира как инобытия духовной субстанции, как воплощения логической Идеи. Но если бы Шеллинг ополчился против Гегеля с такой позиции, то он был бы тогда не Шеллингом, а анти-Шеллингом. Вот почему критика гегельянства слева, с материалистических позиций, не только не исключала, а, напротив, заключала в себе и обостряла нетерпимость к шеллингианству «С Гегелем, — по словам Ясперса, —  что-то пришло к концу...» (60, 309). Но идеалистическая диалектика Гегеля была одновременно и концом, и началом. Она привела к перекрестку, от которого расходятся два пути в две диаметрально противоположные сторо­ны. Немецкий классический идеализм исчер­пал свои возможности. В истории обществен­ной мысли возникла революционная ситуа­ция, обусловленная, разумеется, не только имманентным развитием философии, но ко­ренящаяся в глубинных социальных сдвигах середины прошлого века.

Берлинские лекции Шеллинга возвестили конец классического немецкого идеализма. Но это было лишь началом конца движения фи­лософского идеализма по рационалистическо­му пути. Антишеллингианские выступления Фейербаха, Энгельса и Маркса предвещали начало революционного переворота в истории философии. Великое завоевание классиков немецкой философии — диалектическая логи­ка — было не отброшено за непригодностью, а стало для творцов новой исторической фор­мы материализма, для «материалистических друзей гегелевской диалектики» (3, 45, 30), ариадниной нитью дальнейшего философского.