Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
На самом же деле, по Шеллингу, правильно
понятая и должным образом оцененная негативная философия требует своего позитивного
преодоления. В этом и заключается адекватное самопознание негативной философии.
«Негативная философия кончает тем, что требует позитивной...» «В позитивной философии
негативная достигает своего триумфа» (лекции 14 и 20). Первая, как самоограничение
разума, постигшего свои пределы, служит мостиком ко второй.
В каком отношении находится позитивная
философия к разуму? Ответ на этот решающий для Шеллинга вопрос служит демаркационной
линией между обеими философиями. В негативной философии, говорит он, разум
соотносится лишь с самим собой, тогда как в позитивной он вступает в отношение
с самой действительностью. Иррациональность бытия противостоит, таким образом,
рациональности логического мышления.
Перед нами критика справа исторического
свершения диалектического идеализма, создавшего логику, способную познать
рациональность того, что многими до нее (а у Шеллинга после нее) признавалось
иррациональным в самом бытии. Идеалистическая деформация Гегелем бытия,
отождествление его с мышлением подвергаются здесь критике не за идеализм, а за
рационализм. Логика отвергается не потому, что она претендует на первичность по
отношению к действительности, а потому, что она претендует на постижение
действительности, на ее адекватное отражение.
Уже Энгельс обратил внимание на
то, что Шеллинг, обвиняя разум в том, что он «не в состоянии познать ничего
действительного», имеет в виду прежде всего непостижимость для разума «бога и
тайны христианства» (1, 449). Основной порок рационального познания состоит, по
Шеллингу, в том, что оно «ничего не ведает о религии, о подлинной религии,
которую оно не содержит в себе даже как возможность» (лекция 14). Критика диалектической
логики ведется Шеллингом с позиции метафизического иррационализма. Философия
вырождается в теософию. Логическая необходимость есть не что иное, как
извлеченная из природы вещей и переработанная в человеческой голове естественноисторическая
закономерность. Детерминизм является неотъемлемым интегральным элементом
диалектической логики при всем различия его понимания в идеалистической и
материалистической диалектике. Но детерминизм в диалектической логике с ее
принципом самодвижения качественно отличен от метафизического и
механистического детерминизма, тяготеющего к фатализму.
Отвергая вместе с панлогизмом
рациональность бытия, Шеллинг отбрасывает как логическую необходимость, так и
всеобщую закономерность, воскрешая метафизическую антиномию свободы и
необходимости. Если негативная философия как учение о сущности есть система
необходимости и рационализма, то в противовес ей позитивная философия как
учение о существовании есть система свободы и откровения (см. 71 и 74). В
своей 24-й лекции Шеллинг утверждал, что такое понимание вопроса отнюдь не
противоречит диалектике, напротив, «диалектика принадлежит, собственно говоря,
свободе и тем самым позитивной философии». Но в таком истолковании диалектика
теряет свой характер диалектической логики и перестает быть тем, что она есть
на самом деле, — высшей формой рационализма. Диалектика вырождается в
собственную противоположность (как впоследствии в неогегельянском иррационализме)
— в алогизм. Последний принимает у Шеллинга явную форму мистики, чудотворного
божественного произвола, царящего в действительности.
Куда деваются христианские категории в
чисто логическом мире необходимости — ставит Шеллинг вопрос ребром (см. 71, 22).
Свобода выступает против необходимости, как христианская категория против
логической категории. Наперекор самодвижению как имманентной логике бытия
выступает творение, «основанное на воле божьей». «Воля есть первоначало бытия (Ursein)» (лекция 27).
Таким образом, порывая с
диалектической логикой и рационализмом вообще, Шеллинг тем самым представляет
действительность не как сферу познаваемой разумом объективной закономерности,
|