Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА

«Философия откровения», возвещенная с кафедры Берлинского университета, не стала, однако, генеральной линией иррационализма. Предав анафеме заветы классической неме­цкой философии, Шеллинг положил предел прогрессивному развитию идеалистической философии, но он не стал поводырем гряду­щих поколений идеалистов во мглу будущего, по Holzwege, в никуда. «Некогда жадно ожидаемая философия откровения, появив­шись наконец, так бесследно прошла мимо своей эпохи, как и эта эпоха мимо нее»  (25,

768).

Через неогегельянство, извратившее диа­лектику Гегеля и превратившее ее в ее соб­ственную, иррационалистическую, противопо­ложность, через «трагическую диалектику» с ее принципом неразумности действительно­го, через нежизнеспособную «философию жизни» иррационализм устремился по руслу экзистенциализма. Его кумиром стал осмеян­ный и забытый в продолжение полувека, ра­зочарованный слушатель Шеллинга. Критика «философии откровения» справа, неудовлетво­ренность степенью и характером ее иррацио­нальности   стали   отправным   пунктом   антинаучной буржуазной философии, антифилосо­фии нашего века. Дания, бывшая сто лет назад философской провинцией Германии, сделалась Вифлеемом одного из господствую­щих направлений современного идеализма. Кьеркегорианста о «оправдало» себя как бо­лее эффективный духовный наркотик в сов­ременном мире.

Но как ни далек экзистенциализм Кьеркегора от «философии откровения», между ними есть кровное, духовное сродство, идейная пре­емственность. «Ни в какую другую эпоху эта подлинная   философия   не   была   так   настоя­тельно необходима, как в современную эпоху распада». Эти слова написаны не кем иным, как Карлом Ясперсом к столетней годовщине со дня смерти Шеллинга и  «философии от­кровения»    (62,    31).    Экзистенциалистская «философия веры» и перспектива Umgreifen-de (всеобъемлющего) обнаруживают идейную преемственность   мировоззрения   Ясперса   по отношению   к   «позитивной   философии».   Но наиболее   тесная   и   прочная   последователь­ность  обнаруживается  экзистенциализмом  в самом   негативном   отношении   к   тому,   что Шеллинг    называл    «негативной    философи­ей»,— в отказе от пути рационального, науч­но устремленного, объективного познания.

Шеллинг умер лишь одним годом раньше Кьеркегора, но Кьеркегор пережил его на целое столетие. Однако в последние годы раздаются голоса, призывающие к пересмотру традиционного, твердо установившегося места позднего Шеллинга в истории философии, его роли   в   эволюции   классического   немецкого идеализма. Каким бы ни было отношение того или   иного   историка   философии   к   учениям различных   представителей   этого   идеализма,  бесспорным признается, что ее апогеем было учение Гегеля, а «философия Шеллинга, хотя и произросла из немецкого идеализма... озна­чает разрыв с идеалистической системой ра­зума»   (71,   23).   «К   прочно   установленным принципам   классификации   истории   филосо­фии принадлежит то, что немецкий идеализм достиг   завершения   в   системе  Гегеля»   (92, 239). Констатируя этот неоспоримый факт и ссылаясь при этом на Р. Кронера, гейдельбергский философ В. Шульц призывает под­вергнуть это общепринятое установление сом­нению и пересмотру. «Как раз эго мнение,— заявляет он,— мы намерены здесь поставить под  вопрос  при   помощи   размышления   над философией позднего Шеллинга...» (92, 239). «Разумеется,— добавляет Шульц,— нам при­дется при этом совершить ревизию обычного для  нас представления о  немецком  идеализ­ме» (92, 241).,

В результате этой ревизии «философия откровения» изображается Шульцем не как агония философского идеализма, а как его за­кономерное увенчание. Ибо завершением про­гресса разума, провозглашает вслед за Шел­лингом Шульц, является его самоограниче­ние, установление пределов его значимости, Возвестив это, пророк позитивной философия не изменил философии разума, а достиг ее вершины. Иррационализм представляется, таким образом, законным историческим наследником рационализма и его единственным до­стойным преемником.