Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
Кьеркегора отталкивали
«пережитки» рационализма и логицизма у Шеллинга, его неизжитое стремление к
«системности», в чем впоследствии Кьеркегор упрекал наряду с Гегелем и
Шеллинга. Но эта критика системы ведется не слева, не с точки зрения последовательного
проведения диалектической логики, а справа, во имя преодоления самой
логичности философского построения. Для копенгагенского проповедника
«истинного христианства» нетерпим самый замысел «теософической теологии».
Возносясь в религиозные выси, Шеллинг не сбрасывает с себя весь отягощающий
«балласт» логизмов и софизмов. Он недостаточно радикален в своем
иррационализме. «Философия откровения» завершается у него «христологией» и
«сатанологией». «...Из-за претенциозного спекулятивного истолкования
вся христианская терминология,— по словам Кьеркегора,— искажается до
неузнаваемости». Кьеркегор называет это «проституированием всей мифологии»
(6, 11—12, 79).
Кьеркегор не только придерживался
более последовательного иррационализма, но в противоположность Шеллингу
направил свой иррационализм не по объективно-идеалистическому, а по
субъективно-идеалистическому пути 'в чем сказывается более решительное
расхождение с завершающей фазой немецкого классического идеализма. «Шеллинг
привел саморефлексию к застою, понимая интеллектуальную интуицию не как
открытие внутри рефлексии, достигаемую в ходе постоянного продвижения, а как
новый исходный пункт» (6 16 II 38).
Откровение Шеллинга экстравертировано, направлено вовне, претендует на
отражение божественных потенций, на бого-познание. Философия Кьеркегора
в противовес этому исключает такую возможность. Кьеркегор «хотя и был, как и
Шеллинг, противником рационалистического «уяснения» (Ausklarung)
бога в понятийной схеме... но опознание бога, на обладание которым, так
сказать, претендовал Шеллинг, казалось ему недопустимым и невозможным» (70,
76). Объективистский теоцентризм «философии откровения» чужд и нетерпим для
Кьеркегора. Его религиозная вера покоится на субъективистском эгоцентризме.
Божественным потенциям шеллингианства как страстям господним противостоят
страсти человеческие, влекущие в потустороннее неведомое.
Кьеркегор покинул уже Берлин, когда Шеллинг сетовал
на то, что ученые, «которые знают наизусть все виды инфузорий и все главы
римского права... из-за этого забывают о вечном спасении, в котором заключается
блаженство душ» (1, 460). Эта тирада Шеллинга, созвучная умонастроению
Кьеркегора, не стала средоточием «философии откровения» и носит периферийный
характер по отношению к системе Шеллинга в целом. Заключенная в ней антитеза
стала осью иной христианской философии — экзистенциализма Кьеркегора.
Лекции Шеллинга не задели Кьеркегора «за
живое», оставили его холодным, безразличным, чуждым вымученным теософическим
конструкциям. Лекции Шеллинга убедили Кьеркегора в том, что просветительную
философию, научное познание, логическое мышление следует побороть не
шеллингианским откровением, а иным духовным оружием, сделанным из совершенно
иного, иррационалистического материала. Критика неошеллингианства Кьеркегором в
отличие от критики Гегеля Шеллингом — это не критика рационалистического, объективного
идеализма его теософической формой, а критика объективного идеализма с позиций
законченного субъективистского фидеизма.
15 ноября 1841 года — символическая дата
в истории немецкой философии, как бы день официального погребения прогрессивной
тенденции философского идеализма, достигшего предела своих творческих
возможностей. Этот день возвестил начало спада рационалистической мысли в
идеалистической философии по наклонной плоскости иррационализма — от Гегеля к
трем «Ш»: Шеллингу, Шлейермахеру, Шопенгауэру.
|