Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОНЕЦ НЕМЕЦКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
Однако, поскольку
Кьеркегор прослушал лишь мифологический раздел курса Шеллинга (сорок одна
лекция), завершающая его часть — «Философия откровения» — в этом конспекте не
отражена. Тем не менее, для нас представляют наибольший интерес шесть лекций
(9—15), в которых, подвергая критике философию Гегеля, на глазах у почтеннейшей
публики совершил самоубийство немецкий классический идеализм в лице одного из
его основоположников.
Глубокое убеждение в разумности
действительности было ведущим принципом всего философского построения
Гегеля. И этот именно принцип явился основной мишенью антигегельянских атак
Шеллинга. Однако принцип этот заключает в себе два значения: панлогичеокую
уверенность в рациональной сущности движения и развития всего сущего,
обязывающую к его рациональному осмыслению, и апологетическую оценку бытия,
каково оно есть, с вытекающими отсюда консервативными выводами гегелевской системы.
При этом первое из значений принципа разумности всего действительного трактуется
Гегелем как идеалистическое тождество бытия и понятия, реального и
логического. «Логика вещей» понимается не метафорически, как объективная
закономерность, требующая логического понимания и доступная только такому
пониманию, а в прямом смысле — как онтологическое тождество бытия и развития
как логики мирового разума, абсолютной идеи.
Объектом нападок Шеллинга на принцип
разумности действительного было не идеалистическое тождество и не его
апологетический подтекст, а сама рационалистическая, логическая доминанта.
Средоточием его антигегельянской критики был философский рационализм,
получивший у Гегеля радикальную форму панлогизма. Разрыв действительного и разумного,
противопоставление логического реальному, отрицание методологической доступности
бытия рациональному познанию — таковы противопоставляемые Шеллингом Гегелю
основоположения его «философии откровения».
Шеллинг отбрасывает гегельянство с
порога. Гегель, по его мнению, был лишь печальным эпизодом в
истории новой философии. Стремясь превратить логику в науку,
открывающую путь к абсолютному отождествив логическое с действительным,
Гегель, по словам Шеллинга, поставил себя в глупое
Его панлогизм превозносит философию превыше религии,
ибо «чисто рациональное познание столь же мало может быть христианским, сколь
и геометрия» (лекция 13). Христианство в его учении так разжижено, что его
едва можно узнать (лекция М). Какой же это вообще теизм, если абсолютная
идея теряет всякий личностный характер? (лекция 15). Как может такая философия
претендовать на то, чтобы быть христианской? Она должна быть отвергнута как негодный
продукт ложного метода, «терпящего позорное крушение при переходе к действительному
бытию». Шеллинг тем самым противопоставляет ему ни
опыт, ни «чистое мышление» (лекция 17). Он имеет в виду высший опыт:— «интеллектуальную
интуицию», сверхчувственное созерцание. В приведенном ранее высказывании
Энгельса в статье «Воспоминания Иммермана» подмечена эта иррационалистическая,
по сути дела мистическая, направленность шеллиигианского постулата, согласно
которому согласованность мышления и эмпирии «выходит за пределы понятия».
«Шеллинг, — писал Кьеркегор Бёзену
14 декабря 1841 года,— отстаивает свое открытие, будто имеются две философии:
негативная и позитивная». При этом «Гегель не принадлежит ни к той, ни к
другой — это утонченный спинозизм» (6, 35, 75). Под негативной же философией,
в отличие от гегельянства имеющей некоторое право на существование в
определенных границах, Шеллинг разумеет свою прежнюю философию тождества. Но
сама по себе негативная философия еще не подлинная, полноценная философия, а
лишь ее преддверие. Негативная философия скована разумом, позитивная же
раскрывает философию. И величайшее заблуждение Гегеля в том, что он,
некритически относясь к негативной философии, по мнению Шеллинга,
абсолютизирует ее, превращая тем самым в то, чем она быть не должна и не может,
выдавая возможное за действительное и действительное за разумное, логическое.
|