Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОПЕНГАГЕНСКАЯ АНОМАЛИЯ
«,..Не только мои сочинения, но также и моя
жизнь, причудливая интимность всего ее механизма, станет предметом бесчисленных
исследований»,— предвидел Кьеркегор (8, II, 173). Едва
ли можно назвать другого философа, личная жизнь и творчество которого
находились бы в столь неразрывной, нерасторжимой связи, как у Серена
Кьеркегора «Наука логики» Гегеля или «Критика чисто
го разума» Канта не являются выражением личной жизни их авторов и не
привлекают внимания к их интимным переживаниям. Для понимания этих философских
творений меньше всего требуется знакомство с самочувствием и образом
жизни их творцов. «Изложить историю жизни Иммануила Канта, — писал
Генрих Гейне,— трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории» (18,
6, 96). А о личной жизни Кьеркегора написано работ не меньше, чем о его
воззрениях. Да и сами его воззрения настолько автобиографичны, что, разбираясь
в них, нельзя не принимать во внимание его переживаний, настроений,
волнений. Они глубоко эмоциональный, как правило, носят характер
сублимаций его тревог и беспокойств. «Я,— писал Кьеркегор,— представляю собой
рефлексию с начала до конца» (6, 33, 79). «Во всем, что я написал, речь идет
единственно и исключительно обо мне самом» (6, 16, II,
331). Вес его литературное творчество в высшей степени эгоцентрично, и не без
основания одна из карикатур в копенгагенском сатирическом журнале «Корсар»
гласит: «Вся Вселенная вращается вокруг Серена Кьеркегора».
А между тем, если посмотреть на его жизнь
глазами наших современников, какими мелкими, мизерными, ничтожными выглядят
заботы и тревоги датского мыслителя, до чего раздуты, гипертрофированы им (и
его исследователями) самые незначительные эпизоды унылой и бедной
событиями жизни этого, как он сам называл с присущей ему горькой иронией,
«захолустного гения». В конце концов все его треволнения — болезненное копание
в собственной душе взвинченного, неуравновешенного, замкнувшегося в
себе, беспредельно одинокого человека, поглощенного своим одиночеством.
«То, что весь свет назвал бы пустяками, для меня — это события огромного
значения...» (7, 161).
В окруженном крепостными стенами Копенгагене с его
120 тысячами жителей Кьеркегор замкнулся как в башне из слоновой кости. Ни
реакция, тяготевшая над Европой в годы «Священного союза», ни докатившиеся и до
Дании революционные волны 1848 года не взволновали Кьеркегора, не вывели его
«из себя», не отвлекли от самосозерцания, от жизни в себе и для себя. «Как
одинокая сосна, эгоистически замкнутая в себе и устремленная
ввысь, стою я, не бросая даже тени, и один лишь дикий голубь свивает гнездо на
моих ветвях»,— писал он в своем «Дневнике» (7, 82). Одиночество было его
стихией: он искал и находил блаженство в том, чтобы «быть одним, буквально
одним в необъятном мире...» (6, 33, 70).
Серен Аби Кьеркегор родился в Копенгагене
5 мая 1813 года (в тот самый день, в который пять лет спустя родился Карл Маркс
— великий мыслитель совершенно иного склада и иного уровня). Отцу его было 57
лет, матери — 45. Это был седьмой, и последний, ребенок в семье. В детстве
отец Серена Микаэль Педерсен пас овец в Ютландии. Двенадцатилетнего мальчика
привезли в Копенгаген, где он стал работать приказчиком у дяди, галантерейного
торговца. Выросши и освоив торговое дело, он начал самостоятельную
коммерческую карьеру и быстро разбогател на торговле чулками. Приобретя шесть
собственных домов в Копенгагене и скопив крупное состояние, сорокалетний
Кьер-кегор-отец прекратил торговую деятельность и жил на доходы со своего
капитала. Год рождения младшего сына, год государственного банкротства и
девальвации в Дании, не отразился на Микаэле, державшем свои деньги в
устойчивых бумажных акциях.
Мать Серена Анна вначале была служанкой в доме его
отца. Микаэль Кьеркегор вступил с нею в брак вскоре после смерти первой.
жены, и гораздо скорее, чем полагалось по закону, у них родился ребенок.
Серена отец прозвал «вилкой». Осенью 1830 года по воле отца
семнадцатилетний Серен был зачислен студентом теологического факультета
Копенгагенского университета.
|