Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
КОПЕНГАГЕНСКАЯ АНОМАЛИЯ
нескончаемые кривотолки
и вылился в городской скандал. Сатирический журнал «Корсар» (распространявшийся
с большим для тогдашнего Копенгагена тиражом в три тысячи экземпляров) сделал
Кьеркегора предметом непрестанных карикатур и издевательств. «Я — мученик насмешек»,
— записывает он в своем «Дневнике» (7, 360). На улицах в Копенгагене Кьеркегора
преследовала брань прохожих. Мальчишки с криками «либо — либо» гонялись за ним
и швыряли в него камнями. Его замкнутость и одиночество еще более усилились. «Если
Копенгаген вообще когда-нибудь был единого мнения о ком-нибудь, то я должен
сказать, что он был единодушен обо мне: я — тунеядец, праздношатающийся,
бездельник, легковесная птичка...» (6, 33, 56). «Для целого слоя населения я
действительно существую как своего рода полупомешанный» (7, 591). Жалобами на
то, что никто, ни один человек его не понимает, пестрят записи в дневниках
Кьеркегора.
Всю жизнь Кьеркегор чувствовал себя несчастным
человеком. Его одолевали меланхолия, ипохондрия, преодолеваемые пароксизмами
творческого вдохновения. «Я — в глубочайшем смысле несчастная личность,
которая с самых ранних времен была прикована так или иначе к граничащему с
безумием страданию...» (7, 228). «Кто я есть? Как я явился на свет? Почему
меня об этом ранее не спросили?..» (6, V—VI, 71). «Где-то в Англии,— писал Кьеркегор,— имеется
надгробный памятник, на котором начертано одно только слово: «несчастнейший».
Я могу предположить, что кто-нибудь это прочтет и подумает, что там никто не
погребен и это предназначено для меня» (7, 133).
Множество статей, глав в монографиях и целых книг
написано о психопатологии Кьеркегора. Этому посвящено немало исследований
психиатров и психоаналитиков. При всех расхождениях в диагнозе все находятся в
том, что перед нами психически больной человек. Ведь сам он еще в юности
жаловался врачу на «диспропорцию в его натуре между физическим и психическим».
Каких только анормальностей не нашли
специалисты (в кавычках и без кавычек) у датского философа (см. 50): и
шизофрению, и эпилепсию, и эдипов комплекс, и мазохизм, и нарциссизм, и
бессознательный гомосексуализм, но чаще всего — маниакально-депрессивный
психоз. Последнего диагноза придерживался и знаменитый датский психиатр X. Хельвег. По всей вероятности, так и было. Уж очень
странный, неуравновешенный, причудливый, эксцентричный человек был Серен
Кьеркегор. «Все существующее меня пугает, — признавался он. — От мельчайшей
мушки и до таинства воплощения; все для меня необъяснимо, в особенности я сам.
Неимоверно мое страдание, безгранично» (8, 91). Это исповедь
двадцатипятилетнего студента, предававшегося разгульной жизни. «Единство
меланхолии, рефлексии, бого-боязни, такое единство — это мое существо» (7,
467).
Нельзя, недопустимо отвлечься от
этих фактов при изучении творчества Кьеркегора, нельзя не принимать во внимание
его меланхолии, депрессии, мании, подвергнуть их гус-серлианскому эпохе
(вынесению за скобки). Но можно ли сводить к ним все идейное содержание его
творчества, все его мировоззрение? Можно ли, не отрицая «интимную связь между
его литературной деятельностью и его личной жизнью», безоговорочно согласиться,
например, с Томпсоном в том, что, поскольку Кьеркегор «был глубоко больным
человеком», «характер его заболевания определяет преимущественную перспективу
для понимания его трудов» (93, стр. XIII), в том,
что маниакально-депрессивный психоз является ключом ко всему его
мировоззрению? Или присоединиться к мнению Менарда об «абсолютной
необходимости применения психоанализа ко всей философии существования» (79,
33)? М. Гримо права, полагая, что «попытки объяснить убеждения Кьеркегора
исключительно комплексами и одержимостью... предприятие, обреченное на
провал» (50, 119). Как бы нерасторжимы ни были связи всего творчества
Кьеркегора с его личностью, идейно-теоретическое содержание его философии и ее
практическое историческое влияние имеют несравненно большее значение и заслуживают
более серьезного изучения, чем его индивидуальные причуды и болезненные эксцессы.
|