|  
 КнигиФилософия
 Жизнь по Кьеркегору
 | Кьеркегор   КОПЕНГАГЕНСКАЯ АНОМАЛИЯ
Его религиозно-философская доктрина требует внимательного изучения ее существа
и социальной функции, а не копания в интимных деталях его биографии, как бы
занимательны они ни были.
 При любом отношении к идейному содержанию
и философской ценности воззрений Кьеркегора нельзя не признать, что это был
человек большой умственной одаренности, владеющий необычайным литературным мастерством.
Немного можно назвать философов, владевших таким стилистическим даром и
изобретательностью. Художественные образы, метафоры, скрупулезный
психологический анализ, ирония, то горькая, то язвительная и саркастическая,
поэтическое воображение, взволнованность, мучительное раздумье, экзальтация,
назидательный пафос проповедника и презрительное обличение — всем этим в
совершенстве владело перо Кьеркегора, все эти средства искусно использовались
им для воздействия на читателя, для внушения ему своих убеждений и верований.
Не только дневники, но и все литературные произведения Кьеркегора —
эстетические, философские, религиозные — интровертированы, устремлены на
самого себя, обращены внутрь, к собственным переживаниям, преломлены сквозь
призму своего внутреннего мира. Это как бы вулканические извержения бурлящего и
кипящего самоанализа и самобичевания. «Казалось бы, я пишу такие вещи, от
которых должны рыдать камни, — писал Кьеркегор в своем «Дневнике» (7, 311), —
но они лишь смешат моих современников». Уж очень чужды были его убеждения
здравому смыслу и трезвому рассудку. Весьма характерно для литературной манеры
Кьеркегора, что все свои основные произведения (исключая религиозные проповеди
«Назидательных речей») он публиковал под различными псевдонимами. Начиная с «Либо—либо»,
Кьеркегор выступал под десятком различных псевдонимов, притом даже антитетичных
(Климакус  и Анти-Климакус). Это делалось вовсе не для того, чтобы скрыть свое
авторство. В качестве «автора авторов» он, как бы поворачиваясь, показывал себя
с разных сторон, в разных ролях, перевоплощаясь и моделируя различные аспекты
и грани настроений и переживаний. Мало того, не довольствуясь  авторскими 
псевдонимами,  он строил
свои произведения порой как box into box  (шкатулка 
в  шкатулке), по  выражению его биографа (58,  149), как бы в несколько слоев
(наподобие матрешек, сказали бы мы). Так, в «Либо—либо» автором назван Виктор
Эремита,   публикующий   бумаги   А   и   бумаги Б асессора
Вильгельма, а Л   в свою очередь публикует обнаруженные им бумаги автора
«Дневника обольстителя». Очень метко эти литературные конструкции были названы
«театром марионеток» (94, 18). За кулисами, дергая    нити    марионеток,   
стоит    незримый «Единичный» — Серен Кьеркегор. Действующих лиц в его кукольном театре много, а
исполнитель один, он же и постановщик, и сценарист. А мизансцена определяется...
ступенями лестницы, ведущей душу к  небу. При всей многоликости персонажей и
жанров,   используемых   Кьеркегором,   неизменна основная   тенденция   его  
произведений — религиозный христианский фанатизм. При всем многообразии  
его   литературных   произведений, при всех свойственных им вариациях и
модуляциях  их устремление,  направленность неизменны.   «Часто   кажется,  
будто   Кьеркегор вообще не писал различных книг, а лишь на разные лады
переписывал одну и ту же книгу» (93, 164). Вопреки нескончаемым сомнениям, одолевавшим
Кьеркегора, у него не было сомнения в  одном:   в своей  гениальности.  «Я 
отлично знаю, — утверждал   он   уже   в   начале   своей  литературной  
карьеры, — что   в   данный   момент я самая одаренная голова среди всей
молодежи...» (7, 164). А через пять лет:  «То, > что я являюсь писателем,
который безусловно окажет честь Дании, это твердо установлено...» (7, 315). И
еще год спустя: «О, после моей смерти одного «Страха и трепета» будет
достаточно, чтобы сделать мое имя бессмертным» (7, 409). А в посмертно
изданном произведении «Взгляды на мою литературную деятельность» мы читаем:
«Если моему времени не суждено меня понять, ну что же, я принадлежу в таком
случае истории...» (6, 33, 91). |