Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
).
Наконец, голос Кьеркегора раздался и по другую сторону океана: в Японии
с 1950 года выходит в свет перевод его Собрания сочинений. В Копенгагене в
1948 году создается центр международного «Кьеркегорианского общества»,
издающего специальный журнал «Кьеркегориана». Переводы произведений
Кьеркегора и литература о нем растут из года в год. За одно только
пятилетие 1961— 1963 годов в разных странах вышло более трехсот
работ о его жизни и учении. Ему посвящаются специальные
национальные и международные симпозиумы. В сущности нельзя говорить ни о
каком «ренессансе» философии Кьеркегора, поскольку у нее не было никакой
«первой молодости». «Его век не понял его» (58, 293). В наш же век учение
Кьеркегора впервые обрело звучание и влияние. «Открытие
Кьеркегора было ответом на определенную социально-психологическую
ситуацию, сложившуюся в наше время» (67, 263). Л. Кригер прав, говоря,
что «жизненность его идей принадлежит скорее двадцатому столетию,
чем его собственному» (72, 241).
Ни так называемая
диалектическая (!) теология, ни экзистенциализм, основным теоретическим
источником которых является учение Кьеркегора, не образуют единого, однородного
направления, и ни один из их вариантов не представляет собой
безоговорочного, ортодоксального воспроизведения этого учения. «Мы
встречаемся со многими, соперничающими между собой интерпретациями
точки зрения Кьеркегора, каждая из которых выдает себя за аутентичную версию»
(41, 179) основоположений, и не считают себя его последователями,
Уже первые
примкнувшие к нему протестантские теологи в Германии в конечном счете
разошлись с ним: Хеккер перешел в католичество, а Шремпф отрекся от религии.
Проповедники «диалектической теологии» также не просто повторяют Кьеркегора, а
ревизуют его (пожалуй, ближе всего к учению Кьеркегора теология
Гогартена). Что касается экзистенциалистских философов, то для них
характерно, что они всячески подчеркивают не общую всем им
кьеркегорианскую тенденцию, а размежевывающие их расхождения. Некоторые
лидеры экзистенциализма отрицают даже применение к их учениям такого наименования.
К. Ясперс, характеризуя Кьеркегора, писал: «...Великое заблуждение, развитое в
широком масштабе, очевидно раз и навсегда настолько, чтобы оно больше не
повторялось. Поскольку он это сделал, последующие (философы) могут на нем
учиться тому, чего им теперь явно следует избегать» (60, 276). Эта совершенно
правильная по существу мысль не претворяется, однако, в жизнь никем из экзистенциалистов,
в том числе и самим Ясперсом.
Но при всем своем разнообразии, при всей
своей взаимной полемике и даже при всем различии отношения к религии (одни —
протестанты, другие — католики (Г. Марсель), третьи — иудаисты (М. Бубер), четвертые
— атеисты (Ж.-П. Сартр), пятые (М. Хайдеггер) занимают уклончивую позицию) все
их учения глубоко проникнуты вытекающей прямо от Кьеркегора как первоисточника
струей — иррационализмом. «Философия наших дней расщепилась на чисто научное
исследование с ограниченными объектами и на философию жизни, посвященную
ключевым проблемам существования и не выдвигающую поэтому никаких притязаний на
научность в строгом смысле этого слова... Кьеркегор — родоначальник всех
экзистенциалистских мыслителей» (89, 158). Исключая из поля зрения философии
все не относящееся к «существованию» в том специфическом,
антропологическом смысле, который получил этот термин у
экзистенциалистов, представители философии существования вместе с тем
отвергают применение научных, рациональных методов познания в философии и
логических, псевдорациональных методов и доказательств в теологии. Сказанное в
равной мере относится и к атеистическому экзистенциализму, и к
«диалектической теологии». Обе эти школы, хотя и по-разному, бравируют
«диалектикой», которая, как и у самого Кьеркегора, служит своеобразной маскировкой
иррационализма, «мифической путеводной звездой», по удачному выражению Адорно
(27, 107).
|