Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
заменяющими
«экзистенциалиями» и «пограничными ситуациями» традиционные
философские категории и делающими их единственным предметом своих
тягостных рефлексий.
Кьеркегор однажды сравнил себя с человеком, живущим на чердаке, который
вот-вот рухнет, и знающим об этом. Вот почему в его философии нашли себя люди,
живущие в обществе, обреченном на слом, люди, «потерявшие всякую почву
под ногами» (82, 274). Беспокойство, растерянность, глубокий пессимизм,
который тщетно пытаются преодолеть несбыточными, рассеивающимися,
как дым, иллюзиями, создают психологическую атмосферу, наиболее
благоприятствующую внедрению экзистенциализма в сознание людей. «Мир XX столетия, охваченный конвульсиями войн
и революций, экономическими и социальными кризисами, не может
больше узнать себя в философствованиях «Розовой библиотеки». Но
он узнаёт себя в трагических размышлениях Кьеркегора и в его активном
пессимизме» (51, 117). О какой «разумной действительности» в капиталистическом
обществе может идти речь в эпоху империалистических войн, фашистского
варварства, нависшей над человечеством ядерной угрозы? На какой рационализм,
какую логику, какую закономерность может полагаться буржуазная
идеология, если они не только предвещают, но уже несут в себе крах
всех буржуазных традиций, установлений, всего строя и уклада жизни,
всего того, без чего буржуазное существование немыслимо. Личная
патопсихология «единичного» стала рупором извивающегося в духовных
судорогах безумного, безумного мира. «Кьеркегор, возможно, был болен, но
ведь и все мы таковы»,— откровенно признает Ж. Гюсдорф (51, 107).
«Великая болезнь нашего века,— ставит диагноз директор службы здоровья
Гарвардского университета доктор Фарнсворт,— это никчемность, уныние и
отсутствие смысла и цели в жизни» (цит. по: 26, 51).
Мы приводим суждения и оценки не
посторонних, не чуждых, враждебных капиталистическому миру людей, а
свидетельства изнутри этого мира, признания людей о мире, в котором они живут,
интересы, заботы, настроения, треволнения которого — это их интересы и
настроения. Мы приводим откровенные высказывания об обычных, «естественных»,
«нормальных» переживаниях человека, живущего, существующего в уродливом,
болезненном мире, где «существовать» — значит непрестанно пробиваться сквозь
колючую проволоку неразрешимых противоречий.
Что же удивительного в том, что экзистенциализм оказался
в этой среде наиболее созвучной философией? Что удивительного в том, что
Кьеркегор предстал в этом мире ясновидящим прорицателем? «Разве характеристика
такой больной эпохи, как наша, не такова, что мыслитель, глубоко
погруженный в свой внутренний мир, подавленный, невротический,
может наконец найти дорогу к сердцам и вдохнуть — поразительное противоречие!
— обновление жизни уставшему миру». Этими словами заканчивает Маргарита
Гримо свое, посвященное «меланхолии Кьеркегора», исследование (50, 203).
Да, он дает отражение этой жизни, сознание бессмысленности
такого существования, философское выражение упадочничества, но «обновление»
ли? Экзистенциализм — духовное порождение того самого мира, который неизбежно
обрекает на бессмысленное существование. Экзистенциалист, сознавая это,
отрекаясь от этого мира, осуждая его, не порывает с ним, не восстает против
него, не борется за его разрушение, преобразование, за построение иного,
нового мира. Он, как Сизиф у Альбера Камю, сросся со своими страданиями,
возлюбил их, не может и не хочет с ними расстаться: это его мир, его
жизнь, его страдания, с которыми он неразлучно сжился.
Кьеркегорианство — наиболее яркая, типическая
форма пандемии иррационализма, свирепствующей в
современной идеалистической философии, для которой разум стал изжившим себя
методом осмысливания, а научное миропонимание расценивается как архаический
пережиток.
|