Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Кьеркегор остался верен самому
себе. Он отказался принять причастие из рук священника. Не хотел он от
прогнившей церкви получать пропуск в царство небесное. Осужденный клерикалами,
«датский Сократ» испил чашу цикуты обывательского гнева. Его сограждане
успокоились — не стало смутьяна, нарушителя спокойствия. Но вместе с физическим
существованием, казалось, кончилось и его историческое существование. Не скоро
вышел в свет десятый номер «Мгновения». Четверть века прошло до опубликования
его «Дневника». Никакого влияния ие оказали его сочинения и назидательные речи
на соотечественников. А за пределами Дании он оставался совершенно неизвестным.
Ничего не знали ни о его существовании, ни о его трудах так зорко следившие за
враждебной революционному социалистическому движению идеологией
основоположники марксизма. Не случайно оставалось его учение неведомым и для
великого их продолжатели: у Кьеркегора не осталось приверженцев ни в самой
Дании, ни тем более за ее пределами. История философии предала его забвению. В
пространном и обстоятельном биографическом словаре философов, составленном Л.
Но-аком (1879), нет даже упоминания о Кьеркегоре.
Но, как известно, и книги имеют
свою судьбу. Если первые немецкие переводы работ Кьеркегора — «Необходима
самокритика современности» (1869), «Обучение христианству» (1878) —
остались незамеченными, то в начале нашего века положение изменилось.
Протестантские теологи первыми «открыли» Кьеркегора. Шремпф, Хеккер,
Брукнер, Барт, Бультман «приняли на вооружение» его фидеизм. С 1909 года
начинает выходить в свет первое немецкое издание Собрания сочинений
Кьеркегора. Немецкий язык открыл доступ к нему западноевропейским
философам. Но настоящее воскресение Кьеркегора из мертвых произошло в годы
первой мировой войны. «Лишь с первой мировой войны, — свидетельствует К.
Ясперс,— умерший в 1855 году датский мыслитель и поэт стал по-настоящему
известен в Германии и сделался основой современного философствования»
(60, 498). «И не случайно, — замечает по этому поводу А. Паульсен,— что лишь
после первой мировой войны он был, по сути дела, впервые открыт, и
притом в Германии, и это открытие, собственно говоря, повлекло за собой
духовный поворот послевоенного времени» (85, 440). Да, это «открытие» не было
случайным. Не случайным было и то, что в послевоенный период
Кьеркегор сделался подлинным философским кумиром немецких, а затем и
французских идеалистов. «Философия без Кьеркегора кажется мне в
наше время невозможной»,— заявил Ясперс (62, 2, XX). Интерес
к нему настолько возрос, что некоторые философы, теологи, поэты (например, Э.
М. Рильке) принялись ради приобщения к идеям Кьеркегора за изучение датского
языка. Копенгаген становится Вифлеемом в буржуазной философии с первой четверти
нашего века начался так называемый кьеркегорианский ренессанс. По словам одного
из его наиболее влиятельных последователей, Кьеркегор был «одним из тех петухов,
чей голос из близи и из дали как бы предвещает нам приближение действительно
наступившего теперь нового дня» (33, 98). Сбылось предвидение самого
Кьеркегора, писавшего в своем «Дневнике»: «Когда над каким-либо поколением
начинает нависать непогода, тогда обнаруживаются личности, подобные мне» (цит.
по: 85, 291).
Влияние кьеркегорианства на буржуазную идеологию не только не ослабевало
во второй четверти двадцатого столетия, на подступах империализма ко второй
мировой войне, но усиливалось и расширяло сферу своего влияния. К
протестантским теологам примкнули и отдельные католические философы (как Г.
Марсель), число которых все возрастало. Учение Кьеркегора проложило путь и в
некоторые заокеанские круги (первоначально через посредство протестантских
теологов Тиллиха, Нибура, Лоури). «Его имя практически было неведомо в нашей
стране (в США.— Б. Б.),— пишет Коллинз,— до конца тридцатых годов, хотя
кьеркегорианский ренессанс был в полном разгаре в Европе в
течение предшествующей четверти века» (41, VII
|