Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору

Кьеркегор

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Кьеркегор остался верен самому себе. Он отказался принять причастие из рук священ­ника. Не хотел он от прогнившей церкви получать пропуск в царство небесное. Осу­жденный клерикалами, «датский Сократ» ис­пил чашу цикуты обывательского гнева. Его сограждане успокоились — не стало смутья­на, нарушителя спокойствия. Но вместе с фи­зическим существованием, казалось, кончи­лось и его историческое существование. Не скоро вышел в свет десятый номер «Мгнове­ния». Четверть века прошло до опубликова­ния его «Дневника». Никакого влияния ие оказали его сочинения и назидательные речи на соотечественников. А за пределами Дании он оставался совершенно неизвестным. Ни­чего не знали ни о его существовании, ни о его трудах так зорко следившие за враждеб­ной революционному социалистическому дви­жению идеологией основоположники марксиз­ма. Не случайно оставалось его учение неве­домым и для великого их продолжатели: у Кьеркегора не осталось приверженцев ни в самой Дании, ни тем более за ее пределами. История философии предала его забвению. В пространном и обстоятельном биографиче­ском словаре философов, составленном Л. Но-аком (1879), нет даже упоминания о Кьеркегоре.

Но,  как  известно,   и  книги  имеют  свою судьбу. Если первые немецкие переводы ра­бот Кьеркегора — «Необходима самокритика современности» (1869), «Обучение христиан­ству»   (1878) — остались   незамеченными,   то в начале нашего века положение изменилось. Протестантские  теологи  первыми  «открыли» Кьеркегора. Шремпф, Хеккер, Брукнер, Барт, Бультман  «приняли на вооружение» его фи­деизм. С 1909 года начинает выходить в свет первое немецкое издание Собрания сочинений Кьеркегора.   Немецкий   язык  открыл  доступ к   нему  западноевропейским  философам.  Но настоящее воскресение Кьеркегора  из мерт­вых произошло в годы первой мировой вой­ны.  «Лишь с первой мировой войны, — сви­детельствует   К.   Ясперс,— умерший   в   1855 году датский мыслитель и поэт стал по-на­стоящему   известен   в  Германии   и  сделался основой современного философствования» (60, 498).  «И не случайно, — замечает по этому поводу А. Паульсен,— что лишь после пер­вой  мировой  войны  он  был,  по  сути  дела, впервые открыт, и притом в Германии, и это открытие,   собственно   говоря,   повлекло   за собой духовный поворот послевоенного  вре­мени» (85, 440). Да, это «открытие» не было случайным.   Не  случайным  было  и  то,   что в  послевоенный  период  Кьеркегор  сделался подлинным философским кумиром немецких, а затем и французских идеалистов. «Философия без Кьеркегора кажется мне в наше время невозможной»,— заявил Ясперс (62, 2, XX). Интерес к нему настолько возрос, что некоторые философы, теологи, поэты (на­пример, Э. М. Рильке) принялись ради при­общения к идеям Кьеркегора за изучение датского языка. Копенгаген становится Виф­леемом в буржуазной философии с первой чет­верти нашего века начался так называемый кьеркегорианский ренессанс. По словам од­ного из его наиболее влиятельных последо­вателей, Кьеркегор был «одним из тех пету­хов, чей голос из близи и из дали как бы предвещает нам приближение действительно наступившего теперь нового дня» (33, 98). Сбылось предвидение самого Кьеркегора, пи­савшего в своем «Дневнике»: «Когда над каким-либо поколением начинает нависать непогода, тогда обнаруживаются личности, подобные мне» (цит. по: 85, 291).

Влияние кьеркегорианства на буржуазную идеологию не только не ослабевало во второй четверти двадцатого столетия, на подступах империализма ко второй мировой войне, но усиливалось и расширяло сферу своего влия­ния. К протестантским теологам примкнули и отдельные католические философы (как Г. Марсель), число которых все возрастало. Учение Кьеркегора проложило путь и в неко­торые заокеанские круги (первоначально че­рез посредство протестантских теологов Тиллиха, Нибура, Лоури). «Его имя практически было неведомо в нашей стране (в США.— Б. Б.),— пишет Коллинз,— до конца тридца­тых  годов,  хотя  кьеркегорианский  ренессанс  был   в   полном  разгаре  в   Европе   в   течение предшествующей   четверти   века»   (41,   VII

[1]2345