Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ПАТЕТИЧЕСКИЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ
Со всей свойственной ему
решительностью Кьеркегор оспаривал гегелевское основоположение о тождестве
бытия и мышления, правильно усматривая в нем сведение бытия к мышлению. Для
него бытие вообще, а тем более человеческое существование, не есть мышление.
Кьеркегор примыкал здесь к шеллингианскому противопоставлению возможности и
действительности, ограничивая мышление сферой возможности и не распространяя
его на действительность. Для многих кьеркегороведов это послужило поводом, чтобы
не только отрицать идеалистический характер его философии, но представить его
как непримиримого борца против философского идеализма. Так, например, Анц пишет
о Кьеркегоре как о «решительном критике идеализма» (29, 14). А Иогансен
полагает, что хотя Кьеркегор и исходит из идеалистической предпосылки о
духовности человеческой природы, но его понимание духа таково, что оно
подрывает идеалистическую концепцию (63, 25—26). Правильное решение этого
вопроса определяет место учения Кьеркегора как в борьбе двух лагерей в
философии, так и в междоусобной борьбе течений внутри идеалистического лагеря.
Полемика Кьеркегора против гегельянства
проникнута неприязнью к объективному идеализму, кульминационным
выражением которого является абсолютный идеализм. Оппозиция Кьеркегора
объективному идеализму нераздельно связана с его нетерпимостью к объективному
познанию вообще, тесно связанному с рационализмом, панлогизмом в особенности.
Не отрицание примата духовного начала, а объективно-логический подход к его
познанию, наука о духе — вот что отталкивало Кьеркегора от
господствовавшей в его время формы идеализма.
Для Кьеркегора всякое научное миропонимание есть зло, даже
если оно базируется на естествознании. «Большая часть того, что в настоящее
время с наибольшей силой процветает под именем науки (в особенности
естествознание), вовсе не наука, а любопытство. Всяческая погибель придет в
конце концов от естественных наук» (7, 241). «Если бы,— гласит другая его
запись в дневнике,— естественные науки во времена Сократа были развиты так, как
теперь, все софисты стали бы естествоиспытателями» (7, 246). Словом, наука — не
только бесполезное, но и вредное любопытство, лишь потворствующее софистическому
очковтирательству. Однако самое губительное — когда объективное научное познание
вторгается в духовную сферу. «Но наиболее опасной и зловредной всякая такая научность
становится, когда она пытается проникнуть также в область духа. Пусть уж абсолютная идея, логика мирового
разума. Гегелевское тождество бытия и мышления «отвергается вовсе не
потому, что оно утверждает вторичность материального как инобытия
духовного первоначала, а потому, что дух отождествляется при этом с
объективностью, с мышлением, с разумом, с логикой. Для Кьеркегора бытие не
есть мышление, так как дух не есть мышление, не только допуcкающее,
но и требующее логического измерения, логического подхода. Вот в чем подлинный
смысл его язвительного замечания о том, что над утверждением,
будто бытие и мышление одно и то же, приходится «сразу и смеяться и плакать».
Если бы вместо «бытия» речь шла о «существовании» (в том специфическом значении,
которое вкладывает в этот термин Кьеркегор), а вместо «мышления» — о «духе» опять
же в кьеркегоровском
понимании, то принцип тождества духа и существования адекватно формулировал
бы основоположение экзистенциализма как кьеркегорианской формы субъективного
идеализма. Сказанному нисколько не противоречит полемика Кьеркегора против
картезианского «я мыслю, следовательно существую». Полагая, что заключение от
мышления к бытию является противоречием (6, 16, II,
18), он выдвигает против формулы Декарта обратное взаимоотношение между
мышлением и бытием: «Так как я существую и являюсь мыслящим, поэтому я
мыслю» (6, 16, II, 33). Картезианство
расчленяет мышление и бытие, добавляет он, между ними нет
«идеального тождества». При этом чистое мышление очень далеко от существования,
продолжает Кьер
|