Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ПАТЕТИЧЕСКИЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ
Декарт, Спиноза, Гегель шли по ложному
пути. «Собственно человеческое — это страсть» (6, 4, 140). «Без страсти
нельзя существовать» (6, 16, II, 12). «Все проблемы
существования причастны к страсти» (6, 16, II, 55). В
ней альфа и омега существования. Страсть — прежде всего. Это и движущая сила
существования, и «вершина субъективности». Эгоцентрическая рефлексия
экзистенциализма не еамосозерцательна, а патетична. «И это, по словам
Кьеркегора, аспект принципа субъективности, который, — пишет он, — насколько я
знаю, никогда раньше не был проведен или разработан» (7, 434).
Итак, согласно датскому теологу, человек
не может быть определен как мыслящая субстанция, или как естественное
существо, или вообще как некоего рода «объект». По сути дела человек вообще не
может быть определен. Будучи единичной индивидуальностью, чисто субъективным
существом, он делает себя тем, что он есть. При всем своем мнимом отречении от
идеализма Кьеркегор не оставляет ни малейших сомнений в принадлежности к
субъективному идеализму. «Существование», как его толкует Кьеркегор, не что
иное, как субъективно-идеалистическое решение основного вопроса философии.
Когда Прайс приводит формулу Кьеркегора: «Человек есть дух. Но что такое дух?
Дух — это Я», а затем уверяет, что взгляд Кьеркегора «не следует
смешивать... с субъективизмом в идеалистическом смысле...» (86, 37 и 119), он
неправомерно подменяет принадлежность к идеалистическому лагерю в философии дезориентирующим
ограничением идеализма определенными его разновидностями ~~ созерцательным
интуитивизмом и феноменализмом, от которых действительно отличается
специфическая форма субъективного идеализма, проповедуемая датским теософом.
Для Кьеркегора субъективно-идеалистически трактуемое «существование» — не
только философский фундамент его идеализма, но вместе с тем и трамплин для
прыжка от идеализма к религии. «Что субъективность, интровертированность есть
истина и что существование является решающим на пути, ведущем к
христианству... такова была моя идея» (6, 16, I, 278) —
этим признанием сам Кьеркегор недвусмысленно определяет ориентир своего
экзистенциализма. Связующим звеном между субъективным идеализмом и религиозным
фанатизмом является его этика, дающая ответ Кьеркегора на вопрос: «Что значит
быть человеком?» (6, 16, II, 3), к которому сводится
им основной вопрос философии: что значит быть?
|