Книги
Философия
Жизнь по Кьеркегору
|
Кьеркегор
ПАТЕТИЧЕСКИЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ
кегор, более того, «чистое
мышление... не имеет ничего, ничего общего с существованием» (6, 16, II, 34). «Бытие, тождественное с мышлением,— вовсе не
человеческое бытие» (6, 16, II, 3). Полемика
направлена против «чистого мышления», «идеального тождества»,
сведения духовности к мышлению. Мишень этой полемики не идеализм, а
рационализм.
Идеализм Кьеркегора отличен не только, от
всякого объективного идеализма, но и от субъективного идеализма берклианского и
даже фихтеанского типа — от созерцательного или логизированного субъективизма,
для которого субъект — первозданный объект, первоисточник бытия и познания. Несмотря
на постоянные апелляции Кьеркегора к сократовскому «познай самого себя», как
ариадниной нити философии, всякое объективное познание, даже как
самопознание, отбрасывается им с порога. И уж ни в коем случае самопознание не
перерастает у него в миропонимание. В отличие от Декарта или Фихте он не
допускает мысли о переходе от субъективистской антропологии к онтологии, к
бытию как таковому, к не Я, даже к другому Я.
Объективная реальность выбрасывается за
борт философской ладьи Кьеркегора, отчаливающей от Я и плывущей к богу,
который также является не объектом, а субъектом. Вся его философия с начала
до конца не экстравертирована, а интровертирована, обращена не вовне, а внутрь
себя. «Бытие» вытесняется «экзистенцией», «существованием», обозначающим мое,
человеческое существование, самосознание, внутренний мир. Кьеркегоровское
«существование» — это, лишь пережито, неожиданно звучит заявление Кьеркегора:
«Я изо всех сил заставляю себя охватить свою жизнь категориями» (6,
4, 275). Но разве категориальное мышление не вершина понятийности,
которую Кьеркегор считает несовместимой с экзистенциализмом? Сопоставляя
учение Кьеркегора с немецкой классической философией, В. Анц приходит к
заключению, что «немецкий идеализм является той величиной, в столкновении
с которой Кьеркегор обрел свои категории», причем «большое достижение
Кьеркегора в том, что он разработал категорию существования, отмежевывающую его
от Гегеля...» (29, 10 и 49). При этом речь идет не о категории существования
в единственном числе, а о целом комплексе категорий существования. Сам Анц
их перечисляет: «существование», «парадокс», «страх», «мгновение»,
«переход», «скачок», «решение», «конечность» — «бесконечность», «возможность»
— «действительность», «Я», «личность», «история» и др.» (29,
10). Э. Тильш добавляет к этому перечню: «рефлексия», «страдание»,
«повторение», «отчаяние», «раскаяние», «возрождение», «вина», «грех»
(цит. по: 67, VI, 154). Но ведь все они — общие
понятия, без которых, разумеется, не может обойтись ни Кьеркегор, ни какой
другой философ, но которые подрубают под корень всю его экзистенциалистскую установку.
Когда Сартр замечает, что «эти категории не являются ни принципами, ни понятиями,
ни содержанием понятий» (цит, по: 68, 54), он улавливает внутреннюю противоречивость
этих «псевдопонятий» — антипонятийных понятий, антикатегориальных
категорий. Недаром экзистенциалисты наших дней предпочли «категориям» «экзистенциалии»
для размежевания с историко-философской традицией, что, впрочем, не избавляет
их иррационалистические эрзацпонятия от отвергаемой ими понятийности.
«Категория» существования для ее изобретателя
— синоним духовной единичности, личных переживаний. «Существование — это всегда
единичное, абстрактное не существует» (6, 16, II, 33).
Когда Кьеркегор говорит о субъективности, он делает оговорку, что имеет в виду
не абстрактное понятие субъекта, «не чистую человечность, чистую субъективность
и тому подобное...» (6, 16, II, 58), а конкретного,
данного субъекта для себя, мое существование, Я. Это вполне
оправдывает гегелевскую характеристику «несчастного сознания», которое,
«стремясь... достичь самого себя», «не может уловить «иное» как единичное или
как действительное» (16, 4, 117).
Другая существенная особенность
«существования» — его эмоциально-волевой характер. Определение человека как
мыслящего существа не удовлетворяет Кьеркегора: не в этом сущность человека и
не это главное в его существовании.
|